Откуда появился новый год и дед мороз

Откуда появился новый год и дед мороз

От злого старика до доброго волшебника. История Деда Мороза в России

таким дедушка был не всегда. Оказывается, таким он был не всегда: несколько столетий назад Мороз носил плащ, имел всего по три пальца на руках, а неугодных ему детей бил посохом. SPB. AIF. RU проследил за тем, как менялся образ Деда Мороза на Руси от древних славян до наших времен.

Злой дух зимы

обложка шведского иллюстрированного рождественского журнала 1904 года Никто не знает точно, где и когда появился на свет Дед Мороз. Первые упоминания о старце, который вызывает сильные морозы, замечены у восточных славян. Изначально волшебника называли не Дедом Морозом, а Мороком – именем бога холода и зимы. Существует версия, по которой слово «мороз» впоследствии произошло как раз от имени древнеславянского духа. Морок был злым существом. Славяне представляли его сгорбленным растрепанным стариком, который ходил по лесам в льняной рубахе и в лаптях. Все на своем пути он покрывал снегом или превращал в лед – деревья, реки, землю. Славяне верили, что при встрече с Мороком человек превратится в ледяное изваяние, поэтому очень боялись злого духа. С тех времен и пошли выражения «упасть в обморок» и «заморочить голову». Позже наши предки научились использовать духа зимы в своих целях. Славяне считали: если зима будет снежной и холодной, то летом обязательно будет много урожая. Они стали приманивать бога холода, в Святки и Чистый четверг зазывая его к себе блинами или кутьей. Еду для духа оставляли на крыльце или на окне. Наутро еда исчезала, а на Рождество или Святки ударяли морозы, да такие сильные, что снег под гонами буквально трещал. Отсюда и появились более ласковые имена для бога зимы – Трескунец и Студенец. Изменился и образ волшебника. каких же подарков ждут на праздник знаменитости? Рубаха и лапти сменились на длинную шубу и шапку. Посох прародителя Деда Мороза был украшен головой быка – символом плодородия и счастья. На руках Трескунца были теплые трехпалые перчатки: считалось, что у всех божеств меньше пальцев, чем у человека. Несмотря на то, что такой Дед Мороз стал добрее, современным детям он вряд ли понравился бы: Студенца по-прежнему изображали свирепым косматым стариком.

Мороз Иванович

После Крещения Руси Студенец был забыт, а на смену так никто и не пришел. Дед Мороз возродился лишь в XIX веке в образе Николая Чудотворца, или Николая Угодника. Этот святой был избран для образа доброго старца с подарками для детей, поскольку еще при жизни он много помогал людям и был очень щедрым. При императоре Александре II образ святого Николая впервые был связан с Новым Годом и Рождеством. Николай Угодник ходил по домам и дарил детям подарки, но самой ребятне этот образ так и не стал близок, и в конце XIX века на смену святому пришел привычный для нас Дед Мороз. новый образ деда мороза всем пришелся по душе. Он был одет в длинную шубу синего или красного цвета с мехом, шапку и валенки. Весь наряд волшебника был расписан узорами. На посохе же вместо головы быка появился наконечник в форме звезды. В то время Дед Мороз жил в большом ледяном дворце и спал на перинах из снега. Где находился дом старца – никто не знал. Неизвестны были и родители волшебника, но, по русской традиции, старших нужно называть по имени- отчеству. С легкой руки писателя Владимира Одоевского Дед Мороз стал Морозом Ивановичем. Новый образ пришелся по душе и детям, и взрослым, а вот расположение Деда Мороза тогда нужно было еще заслужить. Детям, которые хороши вели себя весь год, Дедушка дарил сладости – конфеты, леденцы и пряники. Лентяи и неряхи получали в качестве подарки сосульку, а плохие и злые дети, которые кривлялись и дразнили Деда Мороза – посохом по лбу.

Советский Мороз – добрый волшебник

После революции Дед Мороз подвергся гонениям. Вернулся волшебник лишь в канун 1936 года, да не один, а с внучкой Снегурочкой. После очередного возрождения Дед Мороз снова стал еще добрее. Теперь он начал дарить подарки всем детям, взамен на рассказанное стихотворение или песенку. Посох из орудия для тумаков превратился в волшебное приспособление, с помощью которого Дед Мороз стал зажигать новогоднюю елками разноцветными огнями. В конце 80-х годов дед Мороз поселился в своей резиденции в Архангельске, а в конце 90-х переехал в Великий Устюг, где и живет по сей день. Дети со всей России в течение года пишут доброму волшебнику письма, рассказывая, что они хотят получить в подарок на Новый Год. Дед Мороз исполняет желания всех ребят без исключения, принося им в подарок не просто игрушки или угощения, а настоящую сказку и волшебство.

День рождения Деда Мороза 2022: история и традиции праздника

Каждый ноябрь в Великом Устюге проходят праздничные гуляния. Повод значительный — в этом месяце празднует свой день рождения Дед Мороз. В 2022 году — как и каждый год — именно в этот день Дедушка отправится в свое новогоднее путешествие по стране.

Когда отмечается праздник

День рождения Деда Мороза в России отмечают 18 ноября. Дата праздника выбрана не случайно — считается, что именно в этот день в Великом Устюге наступают первые зимние холода.

История праздника

Прообраз знакомого нам сегодня Деда Мороза возник в славянской мифологии. Восточные славяне почитали мороз как стихию — он представлялся им невысоким бодрым старичком с седой бородой, которого зимой звали, а летом просили не приходить, чтобы не портил урожай. Позже, в середине XIX века, Мороз начинает приобретать черты известного нам сегодня Дедушки. Поочередно он меняет несколько имен: Мороз Иванович, Святой Николай, Морозко и, наконец, в начале ХХ века, уже знакомый нам Дед Мороз. Он приживается и остается символом Рождества и Нового года вплоть до Революции. К 1929 году Дед Мороз как элемент православного праздника находится под запретом, как и само Рождество. Однако уже накануне 1936 года он возвращается — переосмысленный, более светский. Теперь зимний волшебник приходит в Новый год, а когда-то рождественская елка — становится новогодней. Традиции Рождества во многом сохраняются при праздновании Нового года, но они больше не имеют религиозного подтекста. Дед Мороз того времени — высокий, с седой бородой, в красной, белой или синей шубе с меховой оторочкой. У него всегда при себе волшебный посох и мешок с подарками. Передвигается он в санях, запряженных тройкой лошадей.
С тех пор образ Деда Мороза сильно не изменился. Появилась спутница — внучка Снегурочка, и было построено несколько резиденций: в Архангельске, в Лапландии, на Северном полюсе, в Великом Устюге, Мурманске и Москве. Как настоящий волшебник Дед Мороз может находиться в нескольких местах одновременно, поэтому свои письма дети могут отправлять в любую из резиденций — они обязательно попадут к адресату. Традиция отмечать день рождения возникла в Великом Устюге в 2005 году. Сколько лет Деду Морозу на самом деле, посчитать очень сложно — особенно учитывая все предыдущие образы, в которых знали волшебника. Поэтому при праздновании никто не считает, какой год пошел Деду Морозу — он появился очень давно и сменил столько имен и обличий, что узнать его точную дату рождения уже вряд ли кому-то удастся.

Традиции праздника

Деда Мороза в нашей стране воспринимают как волшебника и дарителя, того, кто поздравляет детей с любимым праздником. Но один день году — в свой собственный день рождения — Дед Мороз сам получает поздравления. В городах, где расположены его резиденции, работает специальная почта — каждый может отправить Дедушке открытку с поздравлениями.
На официально признанной родине Деда Мороза — в Великом Устюге — разворачиваются масштабные праздничные гуляния, которые завершаются зажжением огней на первой в году новогодней елке. 18 ноября в Великий Устюг приезжают сказочные «коллеги» Деда Мороза, чтобы поздравить именинника — Санта-Клаус из Европы, Чысхаан из Якутии, Микулаш из Чехии, Паккайне из Карелии, Сагаан Убугун из Бурятии, Кыш Бабай из Татарстана. Присутствуют на празднике внучка Снегурочка и другие сказочные персонажи — Баба Яга, Леший, Водяной. Поэтому ребята, которые приехали поздравить Дедушку в Великий Устюг, смогут еще и познакомиться со многими героями любимых сказок. Великий Устюг с легкой руки мэров Москвы и Вологды в 1999 году стал именоваться родиной российского Деда Мороза. Но это не просто яркий рекламный фантик. Это место действительно очень древнее и самобытное, с богатой историей и уникальной архитектурой.
Дед Мороз — персонаж во многом уникальный, имеющий свои характерные черты. Но аналогичные герои есть во многих странах, и даже отдельные регионы России в Новый год ждут не только всероссийского Деда Мороза, а еще и собственного, «регионального». Обычно это персонажи местного фольклора, возникшие благодаря местным легендам. Расскажем о некоторых из них. Йюшто Кугыза, Марий Эл — один из самых древних зимних волшебников России, первые упоминания о нем датированы Х веком. Его имя переводится как «Холодный Старик». Йюшто Кугыза живет в селе Кукнур, у него также есть спутница — внучка Лумудыр («Снежная девочка»), а передвигается марийский Дед Мороз по республике на лыжах. Хел Мучи, Чувашия — живет в Чебоксарах вместе со своей внучкой Юр Пике. Его имя переводится как «дед-зима». В доме Хел Мучи есть волшебный сундук, который исполняет желания, и говорящий самовар. Уэс-Дадэ, Кабардино-Балкария — кавказский новогодний Дедушка носит красный тулуп и не расстается с традиционным для горца кинжалом. Впрочем, он все равно остается добрым волшебником и не забывает приносить детям подарки. Кыш Бабай, Татарстан, Башкортостан — живет недалеко от Казани вместе со своей внучкой Кар Кызы. Этот седобородый веселый старик одевается в синий кафтан и мохнатую тюбетейку. Кыш Бабай — главное действующее лицо Нардугана — празднования предновогодней поры и подготовки к Новому Году. Нардуган длится с 21 декабря по 1 января.
Ямал Ири, Ямало-Ненецкий автономный округ — толстячок с пышной бородой и седыми волосами, заплетенными в косу. Его день рождения 28 ноября. Ямал Ири одет в национальную одежду, его магические атрибуты — посох и бубен. Ямальский Дедушка путешествует по региону в упряжке северных оленей, но при необходимости может пересесть и на снегоход. Чысхаан, Якутия — дальневосточный владыка холода, облаченный в синюю шубу, украшенную рисунком северного сияния, и шапку с высокими рогами. Чысхаан — воплощение Быка Зимы, героя традиционного якутского фольклора. Рога Чысхаана начинают расти в ноябре с приходом холодов и словно сосульки тают в конце мая — в дни, когда приходит лето. Сагаан Убугун, Бурятия — живет в Улан-Удэ, носит белые одежды и посох с головой дракона. Происхождение Белого Старца буддийское, его считают хозяином года. Сагаан Убугун — главное действующее лицо праздника Белого месяца, или Сагаалгана, который принято отмечать на озере Байкал. Паккайне, Карелия — молодой зимний волшебник, младший брат Деда Мороза. Он юн и безбород, карелы ласково называют его «Морозец». Живет в Олонце и каждый год устраивает спортивные игры среди Дедов Морозов, куда съезжаются волшебники со всей страны. Байкальский Дед Мороз. Живет в районе южного Байкала у хребта Хамар Дабан. Это одно из самых холодных мест Прибайкалья: снег здесь ложится на склоны в сентябре, а тает в июле. Основная работа Дедушки — зимние пейзажи Байкала. Именно он создает невероятные узоры подо льдом замерзшего озера и одевает в белые одежды деревья. Его день рождения широко отмечается в Прибайкалье 19 декабря.

12 вопросов о Деде Морозе

На самом деле Дед Мороз — злое славянское божество? Кто придумал Снегурочку? Почему советская власть вернула новогодние ритуалы — вплоть до елок в ГУЛАГе? И наконец, зачем дети встают на табуретку и читают Деду Морозу стишок? Отвечаем на эти и другие вопросы Памяти Елены Душечкиной, автора прекрасной книги «Русская елка. История, мифология, литература».

1. Когда появился Дед Мороз?

Вкратце. На самом деле их было несколько, и все они появились в разное время. Дореволюционная рождественская открытка Каталог старинных новогодних и рождественских открыток из коллекции Леонида Милеева На вопрос, когда появился Дед Мороз, ответить невозможно просто потому, что Дедов Морозов — и совершенно разных — было несколько. Неудивительно, что вокруг его биографии возникает столько споров и мифов. В середине XIX века в русской литературе появляется придуманный, якобы мифологический персонаж Мороз Иванович, хозяин зимнего времени, который испытывает детей и дает им сложные поручения. Он еще не имел отношения к празднованию Рождества или Нового года, зато его образ активно использовали литераторы, стремившиеся реконструировать славянскую мифологию (об этом ниже). Во второй половине XIX века в российских городах начинает распространяться немецкий обычай украшать на Рождество елку. Под нее ставили покрытого инеем и сосульками русского мифологического старика Мороза Ивановича, олицетворявшего зиму. Так немецкое Рождество превратилось в русский праздник, а литературный образ стал рождественским украшением. И только в середине 1930-х годов возник тот Дед Мороз, которого мы хорошо знаем сегодня: в 1937 году была проведена первая привычная нам новогодняя елка. В здании московского Дома Союзов к детям, хором звавшим Деда Мороза, явился старик с маленькой девочкой — Снегурочкой. Он раздавал подарки, командовал праздником и стучал посохом.

2. Прообраз современного Деда Мороза создали русские писатели?

Вкратце. Это отчасти так. Обложка сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Москва, 1975 год © Издательство «Детская литература» В 1856 году любитель славянских древностей — его можно было бы назвать фольклористом, но тогда такого слова еще не было — Александр Афанасьев опубликовал первое собрание русских народных сказок, которые он собирал и записывал со слов крестьян, ямщиков, бродячих торговцев. В России такого никогда еще не делали: Афанасьев вдохновлялся примером братьев Гримм, которые точно так же собирали немецкие сказки, а потом издали их отдельной книгой. В сборнике Афанасьева появляется народная сказка о Морозко: это зимний дух, который дает каверзные поручения двум девушкам, встретив­шимся с ним в зимнем лесу А. Н. Афанасьев. Народные русские сказки. В 3 т. Т. 1. М., 1984. . Но еще раньше, в 1841 году, сказку с таким же сюжетом опубликовал Владимир Одоевский. Причем он явно знал народный текст. Писатель-романтик, вслед за братьями Гримм видящий в сказках подлинный дух народа, не смог пройти мимо такой истории. Убрав жестокость и усилив воспитательные интонации, он написал для детей сказку «Мороз Иванович». И в литературной, и в народной версии добрую девочку, а потом и ее ленивую сводную сестру посылают к Морозу Ивановичу (в фольклоре — Морозко). Но в народной сказке старуха отправляет свою приемную дочь в зимний лес, чтобы избавиться от нее. А в сказке Одоевского добрую девочку никто не собирается убивать, просто с ней случается мелкая неприятность: она роняет ведерко в колодец — няня отправляет ее за пропажей. Романтический Мороз Иванович Одоевского — это покрытый инеем старик, живущий в ледяной избушке на дне холодного колодца. События в сказке происходят летом — надо же ему прятаться! А народный Морозко пры­гает с ветки на ветку по замерзшим деревьям в лесу. Оба Мороза испытывают встретившихся на пути девушек. В народном варианте испытание более жесто­кое: Морозко пытается напугать их холодом и болью. В литературной версии героини получают несложные задания: взбить перину, убрать дом и пригото­вить еду (ведь этими умениями должна была обладать каждая девочка). Эти задачи, которые дает Мороз Иванович, в смысле стали прообразом извест­ного новогоднего испытания: чтобы получить подарок, нужно встать на табу­ретку и рассказать стишок Деду Морозу. В итоге народный Морозко дает трудолюбивой девушке богатое приданое (и теперь она может удачно выйти замуж) — предел мечтаний в крестьянской семье. Литературный Мороз Иванович предлагает ей на память «брильянтик — косыночку закалывать» В. Ф. Одоевский. Мороз Иванович // Пестрые сказки. Сказки дедушки Иринея. М., 1993. . Ну и наконец, ленивых девушек тоже ждет разная судьба: Морозко их убивает, а Мороз Иванович всего лишь оставляет без «брильянтика». В 1863 году Николай Некрасов написал поэму «Мороз Красный Нос», сюжет которой прост и печален. У крестьянки Дарьи умирает муж, она его хоронит. Наступает зима. Чтобы спасти своих детей, Дарья отправляется за дровами в лес, где замерзает насмерть. Ее гибель описывается как встреча с воеводой Морозом, образ которого напрямую заимствован из сказки «Морозко». Некрасовский Мороз тоже ходит по деревьям и испытывает героиню, спрашивая: «Тепло ли тебе, молодица?» Н. А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем. В 15 т. Т. 4. Л., 1982. Описание шествия воеводы Мороза по зимнему лесу вошло во все хрестоматии и учебники: Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои. Добрый Мороз Иванович Одоевского и суровый Мороз-воевода Некрасова из литературы XIX века постепенно сливаются в привычный нам образ Деда Мороза.

3. Откуда взялось представление о том, что Дед Мороз — языческое божество?

Вкратце. Его специально распространяли большевики в годы. Антирождественская демонстрация советских детей. 1929 год The Charnel-House Историю о том, что Дед Мороз — это языческое божество, причем злое, намеренно распространяли в конце 1920-х — начале 1930-х годов (в 1934 году Деда Мороза вернул Сталин). В борьбе с церковными суевериями молодое Советское государство пыталось искоренить празднование Рождества и Нового года. Дореволюционные традиции подвергались осмеянию или разоблачению. Дед Мороз был объявлен пережитком языческого прошлого. Говорили, что раньше он был божеством, «духом елки», а славяне приносили ему жертвы и развешивали их на ветвях деревьев. Якобы именно в память об этом елку украшают фигуркой Деда Мороза Н. Амосов. Против рождественской елки. М., 1930. . На самом деле в XVIII–XIX веках русские крестьяне не знали никакого Деда Мороза — даже духа, отвечающего за мороз и холод, у них не было. В сказках XIX века появляется Морозко, который олицетворяет собой зиму, но нельзя сказать, что все персонажи сказок — это божества, которым покло­нялись (не существовало же культа Бабы Яги, а в сказках она есть). Зимой русские крестьяне праздновали Святки — время после Рождества, когда, согласно традиционным представлениям, граница между нашим и потусторонним миром становится тоньше, из-за чего разгуливается нечистая сила. В эти дни было принято не только веселиться и играть, но и пугать односельчан: молодые люди переодевались в чертей и ходили по домам. Также в это время гадали и приглашали на праздничное угощение дедов — покойных предков, которые отвечали за благополучие всей семьи. Иногда, предлагая отведать поминальную пищу, к этому предку уважительно обращались — пан Мороз или Мороз Васильевич Л. Н. Виноградова. Мороз // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5 т. Т. 3. М., 2004. . Но тот дух не вручал детям подарки. Наобо­рот, угощение оставляли ему, а в ответ ждали, например, бога­того урожая Подробнее об этом можно почитать здесь. . Тем не менее именно это ожидание встречи с из другого мира роднит традиционные Святки с современным празднованием Нового года.

4. Откуда взялась традиция наряжать новогоднюю елку?

Вкратце. От жителей немецких земель в XVII веке. Мартин Лютер в кругу семьи отмечает Рождество в 1536 году в Виттенберге. Около 1869 года Wikimedia Commons В традиционной культуре многих народов деревья использовались в самых разных ритуалах, а особенно в ритуалах календарных, когда жители деревень отмечали переход от одного времени года к другому. Дерево было полно­правным участником этих обрядов: оно подчеркивало связь людей с природой. К примеру, в средневековой Европе — от Дании и до Германии — в мае устраи­вали праздники: носили по деревне майское дерево Майское дерево — украшенное дерево или высокий столб, который по европейской традиции ежегодно устанавливается на площадях к первому мая, на Троицу или Иванов день. Вокруг дерева обычно устраиваются хороводы и состязания. и плясали вокруг него. Дерево использовалось индоевропейцами и в зимних календарных праздниках, приуроченных к моменту, когда солнечные дни будут становиться длиннее, а значит, начнется новый цикл. Древние кельты очень любили в это время вешать в жилище вечнозеленую омелу, чтобы подчеркнуть повторяемость циклов и вечную жизнь природы. Этот обычай сохраняется в Англии до сих пор, причем если застать под омелой девушку, ее можно безнаказанно поце­ловать. Сохранились средневековые легенды, согласно которым у кельтов и германцев в день зимнего солнцестояния дерево покрывалось чудесными цветами, что символизировало начало нового года. В XV веке расцветшее перед 25 декабря дерево начали интерпретировать как знак рождения Христа. Кельтолог Татьяна Михайлова — о духовной культуре «варварского» народа, его языке, религии и переплетении язычества и христианства В 1605 году впервые упоминается украшенная дома ель, под которой дети наизусть читают фрагменты Библии и получают в награду подарки Там же. . Обычай зажигать на елке свечи становится популярен среди немцев во время Рефор­мации, когда набирает силу проте­стант­ство и люди изобретают обряды, кото­рые позволяют им почувствовать связь с Богом. По одной легенде, елку, украшенную зажжен­ными свечами, в подарок за правильное поведение оставляет ангел. По дру­гой — ставить елку придумал Мартин Лютер Мартин Лютер (1483–1546) — немецкий христианский богослов, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма — лютеранство. , чтобы напомнить людям о доброте Бога A. Tille. German Christmas and the Christmas-Tree // Folklore. Vol. 3. № 2. 1892. . Этот обычай очень понравился Петру Первому. В 1699 году после путешествия по немецким, английским и голландским землям он велел своим подданным праздновать новолетие Новолетие — православный праздник наступления нового года в богослужебном церковном календаре, который отмечается 1 сентября. 1 января, а не 1 сентября и украшать дома еловыми ветками. После смерти императора новый обычай забыли. Только возле кабаков стояли украшенные елки: так как питейные заведения существовали за счет государственной лицензии на водку, их хозяева старались соблюдать закон. Фраза XIX века «Пойдем к Елкину!» стала означать «Пойдем выпьем!». К середине XIX века традиция ставить в гостиной и украшать ель постепенно завоевала Европу и Америку. В этом принимали участие царствующие особы. Например, в 1840 году королева Виктория вышла замуж за немецкого принца Альберта. Перед Рождеством он решил порадовать жену необычным развле­чением — елкой. Англичане сразу бросились подражать королевской семье, и елки появились во всех уголках Британской империи. В 1853 году в Петер­бурге на Екатерингофском вокзале, где был сад для гуляний, установили первую публичную елку. Смотреть на нее приходили люди всех сословий Е. В. Иванов. Новый год и Рождество в открытках. СПб, 2000. .

5. Как связаны Дед Мороз и Санта-Клаус?

Вкратце. Они что-то вроде сводных братьев. Дореволюционная рождественская открытка goodnewyear. ru Все началось с одного из самых популярных святых христианского мира — Николая Мирли­кийского, покровителя детей. День святого Николая празд­новался 6 декабря и постепенно слился с Рождеством. Именно с ним связан обычай, распространенный во многих скандинавских странах: накануне Дня святого Николая дети писали записки с просьбами ему и оставляли их в камин­ных трубах или башма­ках. Отсюда взялись и носки для подарков. Голландцы, эмигрировавшие в Америку, привезли с собой легенду о святом Николае, который заботится о всех детях. Они называли его Sinterklaas, то есть святой Клаус Клаус — сокращение от Николаус. . Именно в США и Канаде в середине XIX века формируется привычный нам образ Санта-Клауса — толстого веселого старичка с роскошной бородой. А в России в это время постепенно возникает свой новогодний персонаж — Дед Мороз. Конечно, их пути пересекаются: представление о Деде Морозе, который приезжает на санях и тайно оставляет детям подарки, возникает не без влияния Санта-Клауса.

6. Кто такая Снегурочка? Почему она именно внучка, а не дочка Деда Мороза?

Вкратце. Они вообще не родственники. Елка для славянской детворы. Фотография Якова Халипа. 1936–1939 годы © Яков Халип / МАММ / МДФ Александр Афанасьев, который опубликовал сказку о Морозко, хотел восста­новить древнюю мифологию славян, поэтому он уделял огромное внимание персонажам, связанным с силами природы. Результатом этого увлечения стал знаменитый труд «Поэтические воззрения славян на природу», который он писал в 1860-е. Найденную им сказку о бездетной паре, которая делает из снега девочку и называет ее Снегуркой, Афанасьев считал осколком пре­да­ния «о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега» А. Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. Т. 2. М., 2013. . Но Афанасьев был не совсем прав Е. Е. Левкиевская. Мифы русского народа. М., 2000. : никакого культа облачных духов у славян никогда не было, зато трагическая Снегурка очень хотела быть как люди. Весной она пошла прыгать через костер с подружками и растаяла. история искусственной девочки тронула сердца современников. Не одно поколение детей рыдало над историей о Снегурочке — так ласково называли Снегурку. Эта история запомнилась и Александру Островскому, автору «Грозы» и «Бес­приданницы». В его пьесе «Снегурочка» 1873 года описан совершенно безот­ветственный родитель Мороз, который вместе со своей супругой Весной зачал дочь Снегурочку. Бога Ярило нарушение естественного закона так разозлило, что он решил убить дочь Весны и Мороза. Гибелью Снегурочки от его лучей и заканчивается пьеса. Николай Римский-Корсаков сделал из этого странного сюжета популярную оперу, после чего Снегурочка («снежная дева», как ее называли некоторые поэты) становится постоянной гостьей в литературных текстах, особенно детских. Тогда же появляется сюжет рассказа, в котором перед Рождеством дети находят в сугробе маленькую снежную девочку, зовут ее в дом и пытаются безуспешно обогреть. Так Снегурочка стала частью рождественской литературы и — так же, как Дед Мороз, — украшением елки. Девочки-снежинки. Кострома, 1936 год © Из личной коллекции Михаила Сорокина Правда, о ее отношениях с Дедом Морозом никто еще не догадывался. Только в 1937 году, на первой советской елке, Дед Мороз и Снегурочка выступили как пара. Советский новогодний ритуал был довольно интерактивным и предпо­лагал постоянное общение с детьми. Снегурочка (девочка школьного возраста) была введена в сценарий в качестве такого посредника: методисты считали, что персонаж-девочка вызовет больше доверия у детей Подробнее об этом можно почитать здесь. . Кроме того, совет­ская культура того времени пропагандировала десексуализацию образов, обращенных к детям. В 1930-е годы педагоги считали, что кукла должна выглядеть как ребенок, а не как буржуазная барышня Е. А. Флерина. Педагогические требования к советской игрушке // За советскую игрушку. № 8. 1936. . Поэтому Снегурочку называли именно внучкой Деда Мороза (видимо, наличие у старика Мороза молодой дочки вызывало вопросы).

7. При советской власти Деда Мороза вообще не было. И елки тоже?

Вкратце. Это правда, но только до 1935 года. Первая разрешенная елка в школе № 1 города Намангана Узбекской ССР. 1936 год © Из архива Ларисы Лисовицкой / Россия в фотографиях В 1920-х годах большевики старались искоренить старые буржуазные празд­ники, в том числе и Рождество со всеми атрибутами. Однако в 1935 году все резко изменилось. 28 декабря в главной советской газете «Правда» вышла статья известного советского деятеля Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Конечно, это была не его личная инициа­тива. Сталинское государство нуждалось в новом ритуале, и неудивительно, что на устройство этого праздника тратилось очень много усилий и денег. С 1936-го Новый год снова стали праздновать официально. В 1937 году литератор Нина Покровская, узнав об этом, рассказывает своим детям о новой старой традиции — о елке, о подарках, о Деде Морозе из далекого прошлого, времен бабушек и дедушек:

«А теперь вернулась в нашу жизнь такая милая, такая трогательная традиция, как душистая елочка. Мы рассказали детям, какие елки устраивали для нас наши родители и бабушки и какое жаркое участие принимали в этом мы сами. Клеили золотые и серебряные цепи, делали игрушки, золотили орехи. Под нарядной, освещенной огоньками свечей елкой все члены семьи находили себе подарки. И дети верили, что принес их Дед Мороз» Дневник Нины Покровской. 10 ноября 1937 года. .

8. Зачем советской власти был нужен Дед Мороз?

Вкратце. Чтобы жители СССР почувствовали себя единым народом с едиными традициями. Новогоднее собрание бойцов и командиров 8-й гвардейской стрелковой дивизии им. И. В. Панфилова. Западный фронт, 31 декабря 1941 года © Виктор Кинеловский / РИА «Новости» У любой группы людей, которая осознает себя как сообщество, возникают свои коллективные ритуалы — повторяющиеся действия, которые имеют символи­ческое значение. А еще они вызывают сильные эмоции, и нас объединяют как воспоминание об этих эмоциях, так и желание испытать их снова. Советские руководители очень хорошо понимали практический смысл таких коллективных ритуалов. Новый год и Дед Мороз вернулись к советским людям к 1937 году, когда жизнь в Советской России была уже совершенно не похожа на то, что было двадцать лет назад. Возникли колхозы и фабрики, система ГУЛАГа и «десять лет без права переписки», а в детских садах и школах училось поколение новых советских людей, мало знакомое с Рождеством. Именно для них сталинское Политбюро создало новый ритуал новогодней елки, не един­ственный из созданных в СССР, но самый успешный. Дети, живущие в разных частях СССР, должны были ощущать себя единым советским народом. Новый праздник давал им возможность испытывать одни и те же радостные эмоции — вне зависимости от того, где в этот момент были их родители. Именно об этом вновь и вновь напоминалось в методичке для организаторов советских елок в сталинское время:

«Особое внимание должно быть уделено подготовке и проведению новогодних елок, на которых миллионы детских голосов сольются в единой песне со взрослыми, песне нашей силы и мощи, песне победы, песне, славящей великого вождя народов товарища Сталина» Новогодние елки. В помощь пионервожатому. Новосибирск, 1945. .

Именно поэтому начиная с 1937 года советским учреждениям предписывали в обязательном порядке устраивать елки с Дедом Морозом. Они проводились везде и всегда, даже во время войны. Вот как одна из воспитательниц описы­вала детсадовскую елку в Ленинграде 4 января 1942 года, когда город был уже в окружении, еды и сил катастрофически не хватало, наступил голод:

«Коллектив начал готовиться к празднику новогодней елки. С детьми решили ничего не готовить, так как они были очень слабы. Елка была нарядная, но дети были как старички, сидели и только смотрели, на личиках была утомленность, морщины придавали личику старче­ский вид. Танцевать не хотели и только сидели. Я следила за выраже­нием лиц детей, и их лица ничего не говорили, несмотря на то что действующие лица на сцене были красиво одеты — Дед Мороз, зайчик, волк, медведь и др., — лица детей представляли сухость, безразличие — словом, ни на что не реагировали. Жутко было смотреть на них, им больше хотелось полежать под теплым одеяльцем».

Дед Мороз приходил даже туда, где детей вообще не было — в лагеря. Пробыв­шая много лет в ГУЛАГе Тамара Милютина вспоминает, как в 1946 году в их ла­гере для инвалидов в Кемеровской области праздновали Новый год. Зрителями были и заключенные, и лагерное начальство, костюмы шили зэчки, а один из зэков был Дедом Морозом:

«Зал — если так можно назвать барак со скамейками — был набит начальством и заключенными. Конферанс вел Лёвенберг, одетый Дедом Морозом. Он взошел на сцену, легко неся на плече мешок, и вытряхнул из него Новый год — девочку‑малолетку Скорее всего, имеется в виду заключенная, которая получила срок, будучи несовершен­нолетней, а потом была переведена во взрос­лый лагерь. , затянутую в трико и имев­шую на спинке и груди блестящие цифры: „1946“. Костюм этот масте­рил персонал женского стационара» Т. П. Милютина. Люди моей жизни. Тарту, 1997. .

9. Чем советский ритуал отличался от дореволюционного?

Вкратце. Как раз Дедом Морозом, а также сценарием праздника. Никита Хрущев на детском новогоднем празднике в Большом Кремлевском дворце. 1955–1959 годы © МАММ / МДФ В дореволюционном ритуале не хватало главного — живого Деда Мороза. Была нарядная игрушка, были сказка Одоевского, поэма Некрасова, пьеса Остров­ского, опера Римского-Корсакова, где Дед Мороз был полноценным персо­нажем, было родительское объяснение «подаркогенеза» — было все, кроме сценария, где актер, переодетый в Деда Мороза, приходил к каждому ребенку. После решения вернуть елку советским детям (а на самом деле создать новый ритуал) начали активно разрабатывать сценарий праздника. В том же году начали проводить небольшие пробные праздники. На одном из них — в детском саду — показали нового персонажа, Деда Мороза, и дети слегка удивились, приняв его за «дедушку из колхоза» (видимо, за счет тулупа, шапки, длинной бороды и, может быть, посоха) Цит. по: С. Б. Адоньева. Дух народа и другие духи. СПб., 2009. . Из этой истории мы пони­маем, что Дед Мороз как персонаж до 1936 года никому знаком не был, поэтому методисты советовали знакомить с ним детей аккуратно. В 1936 году на роль дарителей подарков пробуются самые разные персонажи: и снежная баба, и Петрушка, и зайчик, но им всем было далеко до Деда Мороза. Разра­ботчики ритуала писали:

«Наибольший восторг был вызван въездом Деда Мороза.
По эмоциональности своей весь праздник не имел ничего более яркого» И. Иохельсон. Праздник елки в школе // Елка. Сборник статей и материалов. М. 1937. .

Финальный вариант новогоднего сценария 1937 года разыгрывал сказку — нечто среднее между «Морозом Ивановичем» и «Морозко». Он включал призывание Деда Мороза к детям или его поиски, а также совместное решение трудных задач. Снегурочка выполняла роль помощницы Деда Мороза. После войны детей сотрудников регулярно приглашали на елки с Дедами Морозами в учреждения, а профкомы стали направлять Дедов Морозов по домам (а еще Дедами Морозами подрабатывали студенты). Приход Деда Мороза «с мами­ной работы» стал важной частью семейного праздника. Ему надо быть спеть песенку и рассказать стишок, а взрослые могли выпить с ним на кухне. Постепенно организацией детского праздника с участием Деда Мороза стали заниматься уже не только и не столько профсоюзы, сколько сами родители. Например, в 1970–80-е годы две семьи часто договаривались, и один папа шел изображать Деда Мороза к своим друзьям, чтобы их дети его не узнали.

10. У Деда Мороза красная шуба? Ой, нет, белая… Запутались!

Вкратце. Раньше была белая, а теперь все чаще красная, как у Санта-Клауса. Советская новогодняя открытка. 1960-е годы © Краеведческий музей города Рубцовска Алтайского края На внешний облик Деда Мороза повлияла уже упомянутая опера Римского-Корсакова «Снегурочка», костюмы которой создавались в псевдорусском стиле. Поэтому игрушечный Дед Мороз на рубеже XIX–XX веков изображался либо как боярин — в шубе, либо как крестьянин — в простом тулупе. Но его костюм всегда был белым: он же отвечает за зиму! Первые упоминания красной шубы встречаются в текстах периода Второй мировой войны. К примеру, автор днев­ника 1942 года удивляется красной шубе и думает, что это намек на Красную армию: «У дверей в залу стоял Дед Мороз. он в красном в этом году, точно символ». Чем ближе к нашему времени, тем чаще Дед Мороз появляется в красном костюме. Это напрямую связано с тем, как изображали его кузена — Санта-Клауса. Впрочем, Санта-Клаус носил яркую одежду еще с XIX века (и нет, это совершенно не связано, как многие думают, с рекламой кока-колы).

11. Зачем Дед Мороз спрашивает, хорошо ли ребенок себя вел в уходящем году? И почему надо вставать на табуретку и читать ему стишок?

Вкратце. Так ребенок должен был проявить себя как достойный член советского общества. Новый год в московском детском саду № 73. 1979 год © Из архива Натальи Хелин / Россия в фотографиях Дарообмен — вещь очень древняя. До недавнего времени в рождественскую ночь кубинские дети прятали под кроватью три стакана воды. Эта вода предназначалась лошадям, на которых ездят волхвы. На Кубе считается, что в рождественскую ночь они обходят землю и оставляют подарки. Напоить лошадь путника — это первый закон гостеприимства и способ задобрить сверхъестественного гостя, сделав ответный дар. Так между ребенком и вла­дельцем подарка возникает дарообмен. В XIX веке голландские и скандинав­ские дети в обмен на будущие подарки оставляли у камина еду, но не волхвам, а святому Николаю. Советский ритуал общения с Дедом Морозом сохранил в себе следы тради­ционного дарообмена. Крестьянки Русского Севера в XIX веке (а некоторые и до сих пор) наливали молоко в блюдце домовому, а не кошке: кошка прокормится сама, а с домовым надо поддерживать отношения дарообмена, иначе он не будет присматривать за домом и скотиной. Пастухи, у которых ушла в лес корова, клали на опушке кусок хлеба с солью — для лешего, чтобы он вернул скотину хозяину. Некоторые мои собеседники рассказывают, что их родители или бабушки и дедушки тоже рекомендовали оставлять под елкой вкусное в ответ (а иногда морковку — может быть, для оленя Дедушки Мороза, как воду на Кубе для коня волхва). Моя коллега из Иркутска рассказывала, что ее бабу­шка на старый Новый год (13 января) всегда оставляла хлеб и соль под елкой, потому что Деда Мороза надо угостить. А еще бабушка считала, что в эти дни надо поделиться едой с обездоленным. Конечно, Дед Мороз — не крестьянский леший, но ощущение, что ответный дар — это правильно, на Новый год оживает, хоть все и осознают, что дедушки в шубе и с посохом не существует. Но есть в общении с Дедом Морозом и следы специфически советского дарообмена. Подразумевалось, что ответным подарком герою из другого мира станет не вкусное угощение, а послушание или проявление умения: например, встать на табуретку и прочитать стихотворение. Это дарообмен гражданский: ребенок должен проявить качества члена общества. Недаром в методичках 1940-х годов сообщалось, что ребенок в ответ на просьбу Деда Мороза должен не только проявить культурные навыки, но и рассказать о борьбе рабочих в других странах.

12. Почему подарки детям дарит именно Дед Мороз, а не родители?

Вкратце. Потому что Советское государство присвоило себе организацию семейного праздника. Семейный новый год. 1935–1939 годы © МАММ / МДФ В XIX веке впервые появилось понятие детства как особенного состояния. Рождество и Новый год начали восприниматься как праздники для детей и для воспитания детей, и, соответственно, традиция дарить им подарки начинает стремительно распространяться (особенно в протестантских странах). Тогда же становится принято говорить, что под елку их приносит именно Санта-Клаус. В Российской империи начала XX века эту роль стал выполнять воображаемый Дед Мороз: тогда он еще не участвовал в специальной праздничной поста­новке, но появление в доме красивой елки и подарков под ней уже объясняли его приходом. В 1910-х годах представление о том, что новогодние подарки под елкой (да и саму елку) приносит детям Дед Мороз, стало повсеместным. Иногда родители имитировали приход Деда Мороза: этот семейный ритуал сохранился и десятилетия спустя Во второй половине 1940-х годов в ново­годнюю ночь мой прадедушка Коля приходил к дому, стучал в дальнюю дверь и басом спрашивал, дома ли девочка Наточка (его дочь). И пока она бежала к двери, убегал, оставив подарок.
Примечание автора. . Образ Деда Мороза — дарителя был настолько популярен, что в 1935 году даже появился анекдот, объясняющий на примере новогодних подарков разницу между типами характера:

«В рождественскую ночь мальчику-пессимисту положили в башмачок подарки: ружье, трубу и заводной автомобиль. А мальчику-опти­ми­сту — горстку лошадиного помета… Решили испытать: будет ли он оптимистом? Утром спрашивают:
— Ну как, дети, что вам ночью подарил Дед Мороз?
В ответ мальчик-пессимист, скорчив плаксивую рожу, прослюнявил:
— Ну, что это за подарки! Ружье не стреляет, труба не трубит, авто­мобиль сразу поломался!
— А тебе что подарили? — спросили мальчика-оптимиста.
Радостно блестя глазами, тот ответил:
— А мне живую лошадь подарили, да вот, понимаете, она удрала!» Дневник Алексея Кириллова. 1935 год.

С 1937 года Дед Мороз не просто оставляет подарки и исчезает, а лично вручает их советским детям на елках, устроенных советскими учреждениями. Советское государство всячески стремилось контролировать родителей: по сути, оно присвоило себе функцию организатора семейного праздника, а Дед Мороз в некотором роде заменил собой родителей-дарителей. Адоньева С. Б. Дух народа и другие духи. Мифология и повседневность. Вып. 2. Материалы научной конференции: 24–26 февраля 1999 года. СПб., 1999.