За что можно платить ребенку деньги в семье
За что можно платить ребенку деньги в семье
Деньги – важная часть нашей жизни, но немногие родители способны открыто обсуждать эту тему со своими детьми. Мы учим ребенка пользоваться вилкой, переходить улицу, вежливо общаться – но почему-то надеемся, что с финансовыми вопросами он разберется как-нибудь сам.
Заниматься финансовым просвещением все же нужно. Однако часто мы сами не можем до конца понять, как относиться к финансам – и не можем правильно рассказать о них детям. Разбираемся в самых популярных родительских заблуждениях на тему денег. «Я сам куплю все необходимое, это будет проще», — скажете вы. Проще, но не лучше в долгосрочной перспективе. То, чему нас научили в детстве, во взрослой жизни мы повторяем автоматически – и здорово, если это будет не только умение завязывать шнурки, но и грамотно обращаться с финансами. Вот почему карманные деньги – большая польза и для детей, и для родителей. Распоряжение собственным бюджетом учит детей покупать то, что действительно нужно, откладывать свои сиюминутные порывы, экономить, распределять. Мечта каждого родителя – поход в магазин без навязчивых просьб становится реальностью. Формируется понимание ценности денег: к ним относятся бережнее. Плюс так ребенок оттачивает навыки счета. Умение ценить, копить и распоряжаться бюджетом формируется постепенно. Это долгая и сложная работа, поэтому начинать лучше как можно раньше. Уже с детсадовского возраста полезно давать ребенку небольшие суммы денег и конкретные задания – например, «выбери себе мороженое». А 6 лет – отличный возраст для полноценного старта.
«Выдавая карманные деньги, не пускайте дальнейшую ситуацию на самотек. Обязательно запрашивайте обратную связь: «Расскажи, как ты распорядился своим бюджетом на этой неделе». Пока ребенок маленький, он с радостью с вами поделится (особенно, если вы будете хвалить его за удачные решения). Если же затянуть и начать эту историю в подростковом возрасте, можно столкнуться с сильным сопротивлением: «Я же самостоятельный, не буду перед вами отчитываться»
Представьте – вы пришли в магазин за чем-то необходимым, а ребенку срочно понадобилась очередная игрушка. «Не куплю, потому что у нас нет денег» – очень частый и абсолютно неэффективный аргумент. Начнем с того, что это неправда. Ребенок своими глазами видит, как вы достаете кошелек, рассчитываетесь за покупки — и деньги в нем есть. Результатом станет детская истерика прямо на кассе – или просто непонимание, обида и чувство, что его интересами пренебрегли. Чтобы грамотно выйти из этой ситуации, вспомните стратегическую цель – научить осознанно относиться к тратам. Для этого необходимо объяснить ребенку, что существуют разные категории покупок: то, что необходимо купить прямо сейчас и то, что хочется, но может подождать. Перед походом в магазин всегда договаривайтесь, что именно планируете покупать. Если ребенок захочет что-то «сверх программы» – откладывайте покупку на другое посещение магазина. Только обязательно исполните свое обещание: пообещали пойти за шоколадками в пятницу — идите. Зная, что время для его «хотелок» гарантированно придет, ребенок будет спокойнее относиться к идее их отложить. В будущем этот навык позволит ему не спускать всю зарплату в первые же дни, искать самое выгодное время для покупок и копить. Карманные деньги и оценки – это совсем разные категории, не нужно их смешивать. Не стоит платить деньги за хорошие оценки и «штрафовать» за неуспеваемость. Лучше честно объяснить ребенку, зачем нужно хорошо учиться – и что это, в первую очередь, его интерес.
«Если платить ребенку за оценки, у него может выработаться убеждение «если я хорошо учусь, у меня точно будет много денег». Но это неправда: отличная учеба совсем не гарантирует, что ты станешь миллионером (и даже найдешь высокооплачиваемую работу). Не стоит воспитывать ложные ожидания от жизни, тогда не будет и лишних разочарований»
Но сама возможность подзаработать полезна. Это позволяет ребенку прочувствовать «цену денег» — понять, что они не сыплются с неба, а достаются трудом. Придумайте специальные задания вне обычного круга обязанностей ребенка и оплатите их. Задачи должны быть посильными и соответствовать возрасту: в 7 лет можно под присмотром бабушки собрать ягоды на даче, а 13-летний подросток вполне способен самостоятельно забрать ваши вещи из химчистки. Приготовьтесь платить каждый раз, когда нужно будет снова выполнить ту же работу! Вы заключили своеобразный трудовой договор — и нарушать его нельзя. Будьте последовательны и не подрывайте детское доверие. Помните и о долгосрочных последствиях: вряд ли вы хотите, чтобы выросший ребенок считал, что если начальник ругается, то можно поработать спустя рукава. Не стоит оплачивать обычную работу по дому (помыть посуду, погулять с собакой), ведь другие члены семьи не получают за это денег. Платить одному ребенку будет несправедливым. Каждому родителю нелегко смотреть, как честно заработанное утекает на однодневные игрушки и прочую ерунду. Помните, главная цель – научить ребенка грамотно и самостоятельно вести свой бюджет. Если речь не касается безопасности, стоит дать ребенку максимальную свободу в покупках, а свой голос оставить совещательным. Дать свободу – не значит полностью самоустраниться. Регулярно просите ребенка поделиться тем, как он распорядился бюджетом. Обязательно отмечайте удачные решения, не требуйте строго отчета и не критикуйте. Помните, каждый ребенок (а особенно подросток) проходит через бессмысленные траты. Если вы будете правильно на них реагировать (не громко ругаться, а спокойно разбирать и советовать), то каждая ошибка станет ступенькой в практическом обучении.
«Когда мы слишком эмоционально реагируем на детские траты на «ерунду», ребенок становится скрытным. Никому не нравится чувствовать себя плохим: в следующий раз он вам просто ничего не расскажет. Другой вариант. Шумными разборками мы можем добиться прямо противоположного: подкрепить нежелательное поведение, которое хотите на самом деле преодолеть. Если ребенку не хватает вашего внимания, то он будет продолжать много тратить, чтобы вызвать у родителей эмоции и ощутить, что им занимаются»
Удобный способ отслеживать расходы – открыть ребенку специальную банковскую карточку (многие банки позволяют сделать это уже в 6-7 лет). Детская карта привязана к вашему счету, вы можете установить лимит трат на день, неделю или месяц и получать о них уведомления. Финансовые вопросы не должны лежать в сфере эмоций. Помните, что карманные деньги – это не подарок от родителей, а инструмент обучения. Благодаря им ребенок учится брать на себя ответственность и грамотно распоряжаться своим бюджетом. Если ребенок ведет себя неподобающе, стоит обсудить с ним это, собрать семейный совет или даже отложить запланированный подарок. Но не шантажируйте ребенка карманными деньгами! Это не только подрывает доверие, но и противоречит выбранной стратегии финансового воспитания. Договоритесь об условиях. Можно закрепить их письменным договором – так ребенок поймет, что к нему относятся «по-взрослому». Никогда не наказывайте лишением карманных денег. Даже если ребенок провинился – выполняйте свое обещание. Занимайтесь финансовым просвещением ребенка. Начните с самых азов: познакомьте с видом и номиналом купюр и монет, объясните, что пять 10-рублевых монеток равнозначны 50-рублевой купюре, объясните, «где деньги» на пластиковой карте. Позже можно простым языком рассказывать про планирование и учет финансов, накопления и кредиты. Не давайте слишком большие суммы – чтобы ребенок мог научиться копить. Проще всего спросить у родителей одноклассников, сколько они дают денег, и ориентироваться на эту сумму. Давайте возможность «заработать» больше карманных денег, выполняя какие-то специальные задачи. Не оплачивайте хорошие оценки или повседневные домашние обязанности. Регулярно просите ребенка поделиться, как он распорядился своим бюджетом. Обязательно отмечайте успехи, а не только ошибки Обсуждайте финансы только в спокойном тоне. Даже если ребенок спустил все деньги на ерунду, шумные разборки не приведут ни к чему хорошему. Примиритесь с фактом, что ребенок будет сам решать, как тратить свои деньги. Вы можете лишь советовать и направлять. Помните, что самый важный пример для ребенка, — это вы. Поэтому специальный обучающий курс по финансам пригодится и вам. Начинайте учить ребенка грамотному отношению к деньгам с ранних лет. Чем раньше ребенок поймет ценность денег и научится ими грамотно распоряжаться, тем проще ему будет в будущем. Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.
Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг. ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.
Карманные деньги за работу по дому. Как организовать процесс? Сколько и за что давать? Как тратить и т. д.
Дорогой друг, В Вашей семье и/или культуре может быть не принято платить детям за работу по дому. И это нормально. Ведь за работу по дому можно «платить» по-разному. Вы можете платить за конкретные виды работ, как это делаю я, в видео, либо вы можете платить карманные деньги не за какие-то конкретные виды работ, а как бы за факт принадлежности к семье. Но и в этом случае, я рекомендую, чтобы у ребенка были определены его домашние обязанности. В моей семье, у старшей дочки (младшая еще слишком мала для обязанностей )))) есть обязанности, за которые она получает деньги, а есть обязанности, за которые не получает — она просто должна их делать и всё!
Введение
Сегодня я расскажу сколько, когда и за что я даю карманные деньги своей 4-хлетней дочке, как и на что она тратит деньги и как мы организовали процесс. Умение управлять деньгами — один из важнейших навыков в жизни человека. В упрощенном виде, управление деньгами можно разложить на умение: ✔ зарабатывать,
✔ тратить,
✔ сберегать,
✔ инвестировать и
✔ делиться / отдавать. Специалисты и гуру по финансовым вопросам и по воспитанию детей рекомендуют начинать обучение детей финансовым вопросам с 4-6 лет — когда дети учатся читать, считать и писать. Нашей дочке 4 года и она уже немного умеет читать и считать, поэтому мы решили начать. Идеальным средством для обучения являются карманные деньги, которые ребенок получает не просто так, а за некоторую работу. Тем самым ребенок приучается к очень важной идее, что деньги всегда даются за труд, а не потому, что ты такая принцесса или принц и весь мир должен крутиться вокруг тебя! Хочу сразу сказать, что для начала работа не должна быть долгой и сложной. Но с возрастом, ее можно усложнять. Для начала, пока дочка не до конца осознает ценность разных монет, я плачу ей монетками одинакового достоинства. Итого мы платим ей 6 монеток в день. Далее я объясню, почему именно 6. Пока мы платим ей каждый день, хотя с возрастом этот срок нужно удлинять, чтобы ребенок учился терпению и планированию.
Как мы организовали процесс
Я разделил доску на 7 колонок по горизонтали, соответствующих дням недели, а по вертикали идут виды работ. Мы купили дешевую доску из пробкового дерева и разноцветные стикеры и нарисовали на них, как могли, виды работ)))) Под каждым днём мы закрепили монетки, чтобы дочка их видела, чтобы видела насколько они близко, что они досягаемы, что они все будут ее, после того, как она выполнит работу.
За что платить и за что не платить?
Специалисты не рекомендуют платить деньги за хорошее поведение, за успехи в учебе и спорте, за заботу о младших и старших членах семьи, т. е. за такие вещи, где очень важно выработать в детях внутреннюю мотивацию, а не внешнюю. Но мы живем в квартирном комплексе, где сложно найти какие-то виды других работ — нет листьев, которые можно было бы убрать, нет лужайки, которую можно было бы подстричь, мусор выбрасывать не отправишь 4-хлетнюю девочку через дорогу с автомобилями и т. д.)) Поэтому, мы с женой выбрали ежедневные, механические действия, не несущие слишком большой нравственной нагрузки. убрать кровать — свою и (!) нашу; расставить тарелки и приборы (для всей семьи) к ужину и убрать их после ужина в раковину; убрать игрушки за собой и сестренкой (это у нас серьёзный челендж))))); выгрузить стиральную машинку и развесить белье на сушилке (2-3 раза в неделю); походить 5 минут ногами по папе (2-3 раза в неделю). Это нравится и дочке и папе ))). Вот и все! Далее, с возрастом, конечно, будет расти сложность домашних обязанностей и плата за неё.
Ещё несколько правил
Оплата не должна зависеть от настроения родителей; мы не наказываем дочку лишением денег; мы никогда не «покупаем» ее любовь и хорошее отношение;
Как дочка тратит заработанные деньги?
Вариант: «Это мои деньги, я их заработала и буду тратить как хочу» — конечно, недопустим. Это наш дом, и мы, родители, устанавливаем в нем правила, в соответствии с семейными ценностями. Например, мы ограничиваем потребление дочками сладостей, дети наши не едят всякие батончики, чипсы, и прочую обработанную, или как ее еще называют, мусорную еду. 1️⃣ Всегда первую монетку она откладывает на сбережения, чтобы купить себе что-то большое. И я докладываю одну монетку за каждую монетку, которую дочка кидает в баночку. Этим мы учим ее тому, что сначала нужно заплатить себе (т. е. отложить денежку) , а потом всем остальным! Также, докладывая монетку, я показываю ей, как работает процент или пассивный доход, т. е. показываю как деньги зарабатывают деньги. Например, сейчас, мы копим на коляску для ее мишки. Коляска стоит примерно 300 рублей и на нее дочка накопит за 2-3 недели. Чем старше ребенок, тем дороже и длиннее по времени может быть цель. Но для 4-хлетней девочки 3-4 недели — это и так огромный срок. 2️⃣ Следующая монетка идет на ее еженедельные траты — раз в неделю мы ездим в магазин, где она может себе выбрать, что захочет — например, игрушку или иногда сладость, вроде мороженого, т. к. мы стараемся не закреплять в ее мозгу то, что награда — это сладости. С помощью этой монетки мы учим ее спокойно и с радостью тратить на себя деньги, оставшиеся после оплаты счетов и сбережений. Об оплате расскажу ниже. 3️⃣ Третья монетка идет на подарки другим. Из этой баночки дочка будет покупать подарки кому захочет: сестренке, маме, знакомому мальчику или дяде охраннику (эти варианты называла она)) ). Этим мы учим ее тому, что деньги нам даются не только для оплаты счетов и удовлетворения своих желаний, но и для того, чтобы делиться ими с другими людьми. 4️⃣ 4-я монетка идет “за домик”. 5️⃣ 5-я монетка покрывает расходы на свет и воду. 6️⃣ 6-я монетка является ее вкладом “за еду”. Ее вклад за домик, еду и коммуналку — конечно, очень условный. Этим мы готовим ее к реальной жизни, объясняя что есть базовые расходы, которые обязательны и которые стоят денег. Этим я также объясняю дочке, что нужно бережно относиться к свету и воде. Эту идею я подсмотрел у одной американской мамы, которая не просто принимала от дочки денюжку за домик, еду и коммуналку, но она еще складывала эту микро денюжку на доходный банковский счет, который к 18-летию дочки, заработает ей, с помощью сложного процента, более 3 тыс. долл. Мы гоним от себя установки бедняков, вроде «дети еще наработаются», или «хочу беззаботное детство своим детям», или “ее будущий муж должен о ней заботится, а она, как женщина, как принцесса не должна работать” или классику всех времен «потом стакан воды без денег не подадут» и прочую чушь. Ни одного ребенка еще труд не испортил, а вот его отсутствие вырастило огромное количество бездельников, неприспособленных к жизни избалованных содержантов. Я, в свое время, когда учился в университете и жил в общаге, понасмотрелся на таких вот тепличных товарищей. Мы с женой вышли не из богатых семей, семей где труд был повседневной частью нашей жизни, поэтому мы на практике убедились, что труд, лучше любых учителей в мире, воспитает в ребенке: самостоятельность, ответственность, дисциплину, умение доводить работу до конца, даст понимание того, что “деньги не растут на деревьях”, что “у родителей нет печатного станка” и т. д.))) И еще. Дети любят работать и зарабатывать деньги! Я помню это по себе и лишний раз убеждаюсь в этом на примере своей дочери. И ничего страшного в этом нет, я с детства зарабатывал деньги и стакан воды я своим родителям подам и за деньги душу свою никому не продал до сих пор ))))
Будет полезным!
Матрица целеполагания для самостоятельной постановки жизненных и финансовых целей — позволяет “увидеть” свою жизнь на десятилетия вперед и определить жизненные и финансовые цели правильно! Скачайте Бесплатно! Мини-видеокурс «Метод Снежного Кома” от Тимура Мазаева (MoneyPapa). Сократите сроки и проценты по кредитам в разы! Узнайте больше здесь. Цена 890 руб. — окупится многократно! 20 Финансовых Форм, Таблиц и Калькуляторов для Самостоятельного Тотального управления Финансами. Я создавал эти формы много лет. Отдаю по цене пары чашек кофе — 179 руб.! Бестселлер! Смотрите здесь. Список всех подкастов — здесь
Спасибо, что смотрите и слушаете MoneyPapa! 👍 Если Вы узнали для себя что-то полезное, то, пожалуйста, поддержите проект MoneyPapa и сделайте следующее: 1️⃣ подпишитесь на мои новости здесь
2️⃣ подпишитесь на меня на ютубе, в инстаграм и в телеграм
3️⃣ поставьте лайк и напишите комментарий под любым постом 🙏 Поддержать проект MoneyPapa финансово Вы можете здесь Так я буду знать, что я и моя команда делаем что-то важное и нужное для людей! Заранее большое спасибо! 👋 А я желаю Вам благополучия в финансах, в семье и по жизни!
Тимур Мазаев, он же MoneyPapa
Скачайте Бесплатно: Годовой Бюджет Семьи в Excel от MoneyPapa
Эксель файл, который использует MoneyPapa для своей семьи! Топ 1 самых скачиваемых файлов!
Скачайте Бесплатно: Кредитный Калькулятор в Excel, который Вам не покажут банкиры!
Топ 2 самых скачиваемых файлов!
К Финансовой Свободе за 21 день!
Практическое Руководство с заданиями на каждый день. Для самостоятельного изучения финансов на практике. Бестселлер.
20+ Финансовых Форм, Таблиц и Калькуляторов для Тотального и Самостоятельного Управления Семейными Финансами!
Таблицы и Калькуляторы, без которых невозможны контроль и ведение финансов! По цене пары чашек кофе! Бестселлер!