Выровнять березовый загорать перила постелить озорной

Выровнять березовый загорать перила постелить озорной

Выровнять березовый загорать перила постелить озорной

Задания Д B9 № 14895 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 1) пол..гается, ск..чите, накл..няться 2) отр..сль, г..релка, погл..щать 3) разр..дить (обстановку), прик..снуться, притв..рить (ворота) 4) сн..мать, соч..тание, уб..рать 5) уд..рёт, бл..стеть, пон..мание Пояснение (см. также Правило ниже). Приведём верное написание. 1) полагается, скачите, наклоняться − ЧГ 2) отрасль, горелка − ЧГ, поглощать − гло́тка − ПГ 3) разрядить (обстановку) − разря́дка − ПГ, прикоснуться, притворить (ворота) − ЧГ 4) снимать, сочетание, убирать − ЧГ 5) удерёт, блестеть, понимание − ЧГ Все вопросы о правописании корней можно уточнить в нашем справочнике https://rus-ege. sdamgia. ru/rus_sprav − в разделе к заданию №9. Правило: Задание 9. Безударные гласные в корнях слов ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ. При анализе слов, данных в девятом задании, нужно помнить, что в одном слове при наличии в корне нескольких гласных одновременно могут встретиться и гласная, проверяемая ударением, и гласная, не проверяемая ударением. Наличие в корне одной проверяемой гласной не исключает возможности наличия в нём другой — непроверяемой. Это означает, что такое слово может удовлетворять разным условиям задания: оно может находиться в ряду, в котором все слова содержат проверяемую гласную, и в ряду, в котором все слова содержат непроверяемую гласную. Например, в слове ПРОПАГАНДИРОВАТЬ первая О, вторая А — непроверяемые гласные, а третья гласная А — проверяемая словом пропагАнда. Если такое слово встретилось в строке, оно может оказаться и в задании «Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня», и в задании «Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня». Поэтому необходимо проанализировать все слова в строке, а потом уже принимать решение об ответе.

Общее понятие о корне как части слова

Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов. Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный). В задании 8 встречаются: Для успешного выполнения задания необходимо: — уметь определять тип корня; — применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня. В зависимости От типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении ПГ В соответствии с Общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: лЕСа (лЕС), лИСа (лИ́Сы), ; хОЛОДильник (хО́Лод, холО́Дный), принЕСти (принЁС), выпОЛнять (пОЛный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы на эту гласную падало ударение. Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый; бежать и бежевый; кофта и кафтан, ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка. Все чередующиеся корни Следует выучить наизусть.. Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне

Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни 1 собирать – бИР(а) –
2 запирать – пИР(а) –
3 обдирать – дИР(а) –
4 обтирать – тИР(а) –
5 замирать – мИР(а) –
6 выжигать – жИГ(а) –
7 вычитать – чИТ(а)–
8 расстилать – стИЛ(а) –
1 бер – собЕРет
2 пер – запЕРеть
3 дер – обдЕРет
4 тер – обтЕРеть
5 мер – замЕРеть
6 жег – выжЕГ
7 чет – вычЕТ
8 стел – расстЕЛить
7 сочетание, сочетать
4 потерять, потерпеть
Как видно из таблицы, корней, в которых И чередуется с Е, всего Девять. В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А, но пишется буква Е, если нет суффикса А Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю, казалось бы, можно проверить словами протер и протирка, а слово стелить – стелет и подстилка. Какой же образец выбрать для проверки? Никакой! Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне.

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН : начАТь — начИнАть; принЯТь — принИмАть, понЯТь — понИмАть, снЯТь — снИмАть, сжАТь — сжИмАть. При этом правописание Им, ин, как видно из примеров, связано с последующим суффиксом А. Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы. В глаголах с общей частью — нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать), которым соответствуют глаголы совершенного вида на — ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на — нять), редко — в производных словах: снимок, в обнимку.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов. 1. Правописание корня зависит от ударения. В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Задание 9. Безударные гласные в корне слова

задание 11.jpg
Для орфографического разбора выпускникам даны пять рядов слов. Количество верных ответов может варьироваться от 2-х д 4-х. Правильное выполнение задания дает 1 балл. В примерах ниже приведены три возможных варианта задания. На ЕГЭ будет предложено выполнить одно задание. ВАРИАНТ А) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная в корне слова. Запишите номера ответов. 1) привязаться, окончание, победить 2) вестибюль, абажур, уравнять 3) критиковать, теплота, прилагать 4) полезный, садовый, замечать 5) резервуар, беглецы, склоняться ВАРИАНТ Б) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная в корне слова. Запишите номера ответов. 1) предлагать, словарный, пролетали 2) гегемония, бидон, кавычки 3) пропаганда, канцелярия, регламент 4) нежнейший, говорить, убирать 5) ватрушка, меридиан, пластилин ВАРИАНТ В) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная в корне слова. Запишите номера ответов. 1) Вакансия, цветочный, почернеть 2) кленовый, течение, отвечать 3) блестеть, отпирать, замереть 4) переносить, побережье, спасатель 5) водоросли, обжигаться, прикосновение Вспомните! Корень – это главная значимая часть слов, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Это центр слова, ядро слова. Он заключает в себе значение всех родственных, однокоренных слов. Например, ДомДомИк – ДомИшко – ДомОвой – приДомОвая (территория), ДомАшний, по-ДомАшнему, ДомОсед, ДомОрощенный. Все слова объединяет общее значение, которое находится в корне слова — дом-. Слова по смыслу «связаны с домом». Таким образом, чтобы найти корень в слове, необходимо подобрать к нему однокоренные слова и поискать общую для всех слов главную часть – корень. Умение выделять корни и подбирать однокоренные слова поможет правильно выполнить задание 11. Необходимо учитывать, что корни с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласными могут быть одинаковыми (омонимичными). Например, ГорЕвать, ГорЯчий, заГорАть. В слове ГорЕвать безударная гласная в корне, проверяемая ударением (гОРе). Слово ГорЯчий является словарным, и его написание необходимо запомнить. А в слове ГорЕть мы встречаемся с чередующейся гласной корне. Ее правописание зависит от ударения: ГорЕтьЗаГар. Таким образом, слова в примере относятся к разным орфограммам и имеют корни с различным значением. Они не являются родственными (однокоренными). В слове горевать буква «о» является Проверяемой, в слове горячий «о» является Непроверяемой, а в слове загорать буква «о» Чередующаяся.

Корни с безударными проверяемыми гласными

> Чтобы проверить написание безударной гласной в корне слова, необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая безударная гласная стояла под ударением. из Мер ение, изМерИтельный (прибор) — из Мер ить приМирИтельный (взгляд), приМирЕние — Мир; о Богащ е́ние – бога́т ство гр о м о зд и́ть – о гро́м ный, громо́зд кий п р е к осло́вить – у пре́к , к о нс е рв и́рованный – консе́рв ы прогр е сс и́вный – прогре́сс неиз гл а д и́мый – гла́д ить по гл о щ а́ть – гло́ тка вс тр я х ну́ть – тря́ск а у д и в и́тельный – ди́в о Мят у́щийся (человек) – су мя́т ица су́ м е рк и – ме́рк нуть об Рам ление — Рам а > Внимание! Не проверяются безударные гласные в корне с помощью глаголов на -ивать , -ывать . Например, нельзя проверить правописание слова оп О здать с помощью глагола оп А здывать, написание глагола выраб О тать с помощью глагола выраб А тывать, гов О рить с помощью глагола разгов А ривать. Проверочные слова: п О здно, раб О та, рагов О р. оПоздА́ть – По́здНо, нельзя опа́здЫваТь вы́РаботАть – Рабо́тА, нельзя выраба́тЫваТь разГоворИ́ться – Го́вор, разГово́р, нельзя рагова́рИвать > Когда вы подбираете однокоренные слова, обязательно учитывайте их значение, которое выясняется в контексте. Обратите внимание на слова-омонимы, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся. разВеВа́ются флаги (Ве́Ять) — РазвиВа́ются дети (Разви́Тие) посИдЕ́ть у дома (Си́дЯ) – поСедЕ́ть от старости (Се́д) уМалЯ́ть заслуги (Ма́лЫй) – уМол́Ять о помощи (мо́лИт) приМерЯ́ть костюм (приМерКа) – приМирЯть противников (мир) ПолосќАть бельё (Поло́щЕт) – поЛаскА́ть котенка (Ла́скА) залИзА́ть рану (Ли́жЕт) – заЛез́Ать на гору (Лез́ет) оСветИ́ть комнату (Све́т) – оСвятИ́ть комнату (свя́т) ЧистО́та в аудитории (Чи́стО) – ЧастОта́ посещений (Ча́стО) сЛепИ́ть снеговика (Ле́пКа) – глаза СлипА́ются (Сли́пЛись)

Корни с безударными непроверяемыми гласными

Такие слова необходимо запомнить, а в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю. Например, абитуриент, аллегория, интеллект, официальный, комментарий, полемика, сегмент, эпиграмма, деликатес, параллель, периферия, фельетон, гигиена, галерея, пескарь, оладьи

Корни с чередующимися гласными в корне слова

В русском языке существуют корни, которые не подчиняются правилу подборки однокоренных слов, к которых проверяемая гласная стояла бы под ударением. К таким словам, которые пишутся по традиции, относятся слова с чередующимися гласными в корне. Их около двадцати. Они подчиняются особым правилам. Правописание гласных в корнях с чередованием зависит от следующих условий: 1) Наличие суффикса — А-: касАТься – коснуться (корень — кас-/-кос-) 2) Ударение в корне: загорЕТь – загАР (корень — гор-/-гар-) 3) Последняя согласная в корне: подроСЛи – подраСТАет (корень — рос-/-раст-(-ращ)) 4) Значение слова : промОКать – обмАКнуть (корень — мок-/-мак-) Обратите внимание! Пропуска букв в словах в задании ЕГЭ нет. Важно выучить корни с чередованием и их значение, чтобы не путать их со словами с проверяемой и непроверяемой гласными в корне. Еще раз: Необходимо не только знать корни с чередованием, но и понимать их значение. У «касаться – коснуться» есть общее значение «касание». У корней в словах «загореть – загар» можно найти общее значение «горение». У «подросли – подрастает» выделяем общее для всех однокоренных слов с чередованием значение «рост». А у корней в словах «промокать – обмакнуть» — значение «мокрое». Для лучшего запоминания корни с чередованием мы разделили на три группы: 1) корни, в которых пишется О/А; 2) корни, в которых пишется Е/И; 3) корни, в которых пишется А(Я)/И

1. О/А в корнях с чередованием

1.1 -ЛАГ-/-ЛОЖ- > Общее значение корня: «класть». В корне с чередованием — лаг-/лож — перед г пишется а: при Лаг ать, а перед ж пишется о: при Лож ить . У корня много значений. При возникновении трудностей при определении этих корней с чередованием можно попробовать подобрать пару: поЛагАться (несов. вид) – поЛожИться (сов. вид) Внимательно прочитайте слова, обращая внимание на условия написания чередующихся корней -лаг-/лож-. ВозЛагАть, возЛожИть, изЛагАть, изЛожИть, наЛагАть, наЛожИть, обЛагАть, обЛожИть, переЛожИть, поЛагАться, поЛожИться, предЛагАть, предЛожИть, предпоЛагАть, предпоЛожИть, предраспоЛагАть, сЛагАться, сЛожИться, безотЛагАтельный, предпоЛагАемый, приЛагАтельное, приЛожЕние, сЛагАемое, ложиться, изЛожЕние, сЛожЕние, распоЛожЕние, поЛожИтельный, разЛожЕнец, обЛожНой, поЛожИтельный. > Слова-исключения (тоже являются словами с чередующимися корнями): по Лог , с Лог овой, за Лог одатель. > Будьте внимательны! Слова с чередующимися корнями -лаг -/-лож- необходимо отличать от похожих (омонимичных) корней с проверяемыми/непроверяемыми гласными: Слож новато, уСложНенный, Усложнить, на Слажд ение, ЛогичНый. 1.2 -ГОР-/-ГАР- > Общее значение слов корня: «горение».
В корне с чередованием — гор-/-гар — в безударном положении пишется о: за Гор еть . А под ударением может быть только буква а: за Гар . Прочитайте слова, обращая внимание на условие написание чередующихся корней Гор-/-гар-. ГорЕть, сГорЕть, проГорЕть, переГорЕть, приГорЕть, подГорЕть, поГорЕть, отГорЕть, обГорЕть, наГорЕть, заГорЕть, доГорЕть, выГорЕть, ГорЕлый, заГорЕлый, обГорЕлый, поГорЕлый, приГорЕлый, уГорЕлый, ГорЮчее, ГорЕние, ГорЕлка, уГорАть, сГорАть, приГорАть, подГорАть, переГорАть, отГорАть, обГорАть, наГорАть, заГорАть, выГорАть, переГорАние, доГорАние, заГорАние, заГорАться, заГорЕться, поГорЕлец. РазГорАться, разГорЕться, сГорАемость. > Слова-исключения (тоже являются чередующимися в корне): вы Гар ки, при Гар ь, из Гарь , Гар евой. > Будьте внимательны! Слова с чередующимися корнями Гор-/-гар- необходимо отличать от похожих (омонимичных) корней с проверяемыми/непроверяемыми гласными. Прочитайте примеры и объясните правописание безударных гласных в корне слова. Укажите значение корня в словах. ГорНяк, ГорИстый, ГорА, ГордИться, ГордЕливый, ГармонИя. ГорЕмыка, ГорлАстый, ГорбУшка, поГорячИться, ГорячКа, ГорячИтельный, ГорячИй, приГорЮниться, ГорЕвать, ГорчИнка, ГорчИца, ГорчИчник, ГорчИчный, оГорчЕние, оГорчЕнный, оГорчИтельный, ГорнИло, ГорбАтый Слова второй группы с корнями -гор-, -горяч-, -горч-, — гор — Исторически являются однокоренными с корнями с чередованиями -гор-/-гар-, Но с течением времени изменили значение и «отправились в самостоятельное плавание». 1.3 -ЗАР-/-ЗОР- > Общее значение слов этого корня: «заря» и «озарение». В корне с чередованием — зар-/-зор — в безударном положении пишется а: зар я . А под ударением буква о: зор и. Прочитайте слова, обращая внимание на чередующие корни -зар-/-зор-. ЗарЯ, оЗарЕние, ЗарНица, ЗарНичный, ЗарЕвой, оЗарЕнный, оЗарЕнность, оЗарИть, оЗарЯть ЗарЯнка (птица), ЗарЯ-ЗарЯница. > Будьте внимательны! Слова с чередующимися корнями необходимо отличать от похожих (омонимичных) корней с проверяемыми/непроверяемыми гласными. Прочитайте слова и объясните правописание безударных гласных в корне слова. Укажите значение корня в словах. ОЗорНой, оЗорОвать, оЗорНичать, уЗорНый, поЗор, поЗорНый, проЗорЛивый, подЗорНая, обЗор, надЗоР, вЗор, поЗарИться, раЗорИться, раЗорЕние Исторически эти слова также являются однокоренными со словами с чередованием Зар-/-Зор-. 1.4 -КАС-/-КОС- > Общее значение слов этого корня: «касание». В корне с чередованием — кас-/-кос — пишется а , если после корня стоит суффикс А: кас Аться. В остальных случаях пишется буква О: кос нуться . Прочитайте слова, обращая внимание на чередующиеся гласные -кас-/-кос-. КасАться, КосНуться, приКасАться, приКосНуться, соприКасАться, соприКосНуться, КасАние, КасАтельная, КасАтельно, приКасАние, неуКосНительный, приКосНовение, неприКосНовенный, соприкосновение, соприКосНовенный. > Будьте внимательны! Не путаем с похожими (омонимичными) корнями. Прочитайте слова и объясните написание безударной гласной. КосОй, поКосИвшийся (забор), КосЕц, КосИчки, КосАрь, газоноКосИлка, КосА, поКосИться, исКосА, КосОплетение 1.5 -РАСТ (-РАЩ-)/-РОС- > Общее значение слов этого корня: «увеличиваться». В корне с чередованием — раст-(ращ)/-рос — перед СТ(Щ) пишется А : Раст ение, вы Ращ енный. А перед С пишется буква О : вы Рос ла. Прочитайте слова, обращая внимание на чередующиеся гласные -раст-(ращ)/-рос-. РастИ, проРастИ, приРастИ, отРастИ, обРастИ, заРастИ, выРастИ, поРастИ, РастИть, наРастИть, отРастИть, приРастИть, вРастАть, возрастать, переРастАть, подРастАть, произРастАть, разРастАться, заРастАние, проРастАние, наРастАние, РастИтельность, возРаст, возРастНой, подРосЛи, выРосЛи, переросли, отРосЛи, наРосЛи поРосЛь, сРащЕние, выРащЕнный, приРащЕние, наРащЕние, произРащЕние, взРосЛеть, заРосЛь, недоРосЛь, поРосЛь, повзРосЛеть, выРос. Слова-исключения (тоже являются чередующимися в корне): РостОк, РостОвщик, РостОвой, выРост, подРостКовый, отРасЛь. > Будьте внимательны! Не путаем с похожими (омонимичными) корнями. Прочитайте слова и объясните написание безударной гласной.
РосИстый, растАяТь, расСтояНие. 1.6 -ТВАР-/-ТВОР- > Общее значение слов этого корня: «творение». В корне с чередованием — твар-/-твор в безударном положении пишется о: творец . Прочитайте слова, обращая внимание на чередующиеся гласные -твар-/-твор -. ТворЕц, ТворЕние, ТворИть, ТворЕный, соТворЕнный, ТворИтельный, вытворять, преТворИть, наТворИть, соТворИть, соТворЕние, приТворЯться, преТворЯть, расТворЕние, расТворИмый, столпоТворЕние, Тварь. > Будьте внимательны ! Не путаем с похожими (омонимичными) корнями. Прочитайте слова и объясните написание безударной гласной. РасТвор, сТворКа, приТворИть (дверь), заТворИть, заТвор, отВарИть (яйца) 1.7 -КЛАН-/-КЛОН- > Общее значение слов этого корня: «поклон». В корне с чередованием — клан-/-клон — в безударном положении пишется о: пок Лон иться . Прочитайте слова, обращая внимание на чередующиеся гласные -клан-/-клон-. КлонИть, сКлонИться, приклониться, отКлонИться, наКлонИться, уКлонИться, поКлонИться, приКлонЯть, наКлонЯться, отКлонЯться, отКланЯться, преКлонЯться, приКлонИться, сКлонЯться, поКлонЯться, уКлонЯться, уКлонЕние, сКлонЕние, преКлонЕние, наКлонЕние, КланЯться, поКлон. 1.8 -СКАК-/-СКОЧ- > Общее значение слов этого корня: «скачки» . В корне с чередованием — скак-/-скоч — буква А пишется перед К : Скак ать. А буква О пишется перед Ч : на Скоч ить. Прочитайте слова, обращая внимание на чередующиеся гласные -скак-/-скоч-. СкакАть, доСкакАть, обСкакАть, приСкакАть, уСкакАть, СкакНуть, переСкакНуть, СкакАние, СкакОвой, СкакУн, вСкочИть, выСкочИть, наСкочИть, переСкочИть, проСкочИть, выСкочКа, подСкочУ. > Слова-исключения (тоже являются чередующимися в корне): скач ок, Скач и, вы Скач у, про Скач у. 1.9 -МОК-/-МАК- > Общее значение слов этого корня: «намокание». В корне с чередованием — мок-/-мак — буква О пишется в словах со значением «делаться мокрым или делать что-нибудь мокрым»: промокать. А буква А пишется в словах со значением «погружать в жидкость»: Мак нуть. Прочитайте вслух слова, обращая внимание на написание чередующиеся гласных в корне слова -мок-/-мак-. ОтМокАть, проМокАют, проМокАшка, проМокАть, проМокНуть, МокРица, МокРота, обМакНуть, поМакАть, выМокАть, наМокАть, непроМокАемый, МочЕный, МочИть, наМочИть. > Будьте внимательны! Не являются однокоренными исторически близкие слова: моч ало, Моч алить, Моч алка, из Моч аленный. Также надо отличать похожие (омонимичные) корни в словах Мак , Мак овый, за Мок , за Моч ный, ото Мк нуть. 1.10 — РОВН-/-РАВН- > Общее значение слов этого корня: «ровный и равный». В корне с чередованием — ровн-/-равн — буква О пишется в словах со значением «сделать что-нибудь ровным»: у Ровн ять. А буква А пишется в словах со значением «быть одинаковым, равным кому-чему»: Равн ение. Прочитайте слова вслух, обращая внимание на условия написания в корне слова чередующиеся гласных -ровн-/-равн-. Все РавнО, РавнО, уРавнЯть, уРавнИловка, уРавнИтельный, уРавНение, приРавНять, сРавнЯть, сРавнЯться, РавнЯться, РавнЯть, РавнОзначный, РавнОбедренный, РавнОденствие, уРавнОвесить, уРавнОвешенный, сРавнЕние, сРавнИтельный, сРавнИть, наРавнЕ, выРовнЕнный, подРовнЯть, РовнЯть, сРовнЯть, разРовнЯть, поРовнУ, уРовень, РавнИна. 1.11 -ПЛАВ-/-ПЛОВ- > Общее значение слов этого корня: «плавание, плыть» . В корне с чередованием — плав-/-плов — в безударном положении пишется буква А: поплавок. Слова-исключения: плов ец, Плов чиха. Прочитайте вслух слова, обращая внимание на чередующиеся гласные -плав-/-плов-. ПлавНик, сПлавЛять (по реке), ПлавУчий, поПлавОк, на ПлавУ, ПлавУн (трава), жук-ПлавУнец. > Будьте внимательны! Не являются однокоренными исторически родственные слова с омонимичными корнями: плав ить (чугун), вы Плав ка, вы Плав лять, Плав ильный (котел)

2. Е/И в корнях с чередованием

В корнях с чередованием — бер-/-бир-, — дер-/-дир-, — мер-/-мир-, — пер-/-пир-, — тер-/-тир-, — жег-/-жиг-, — стел-/-стил-, — чет-/-чит-, — блеск-/-блист — в словах с суффиксом А пишется буква И, в остальных случаях пишется буква Е . Например: наБерУ – наБирАть, выДерУ – выДирАть, уМерЕть – уМирАть, заПерЕть – заПирАть, заТерЕть – заТирАть, выЖечь – выЖигАть, заСтелИть – заСтилАть, проЧесть – проЧитАть, БлестЕть – БлистАть. 2.1 -БЕР-/-БИР- > Общее значение слов этого корня: «брать». Прочитайте вслух слова, обращая внимание на условия написания чередующихся гласные -бер-/-бир-. БерУ, выБеру, доБерУсь, заБерИте, изБерУт, наБерЕте, отБерУт, переБерУсь, уБерИте, взБирАться, выБирАется, изБирАется, заБирАть, переБирАет, поБирАется, проБирАться, разБирАться, соБиРать, уБирАться, соБирАтельный, изБирАтельный, изБирАние. > Слова-исключения (корни тоже являются чередующимися): по Бир ушка, из Бир ком. > Обратите внимание на слова с проверяемыми/непроверяемыми похожими корнями. Объясните написание безударной гласной в корнях слов: Оберег, бережный, бережок, берег, беречь, бережливый, сберегать, оберегаю. 2.2 -ДЕР-/-ДИР > Общее значение корня: «драть». Прочитайте вслух слова, обращая внимание на условия написания чередующихся гласных -дер-/-дир—. ВыДерУ, выДирАю, заДерЕт, заДирАю, обДерУт, обДирАю, отДерУт, отДирАю, переДерУт, переДирАю, проДерЕт, проДирАю, придерусь, поДерЕтся выДирАть, заДирАлся, обДирАловка, обдирание, переДирАли, разДирАющий, уДерЕт, уДирАет, обДирКа, приДирА. 2.3 -МЕР-/-МИР > Общее значения корня: «замереть, смерть» Прочитайте слова, обращая внимание на условия написания чередующихся гласных -мер-/-мир-. ЗамЕрЕть, заМирАть, обМерЕть, обМирАть, отМерЕть, отМирАть, уМерЕть, уМирАть, уМерТвить наСмерть, заМирАние, МертвЕц, СмертЕльный. > Обратите внимание на слова с проверяемым гласными в похожих (омонимичными) корнях. Объясните написание безударной гласной в корнях слов: МирОвой, МирСкой, приМирЯть, приМирИтельный, неприМирИмый, усМирЯть, приМерЯть (платье), изМерЯть, отМерЯть, изМерЕние, изМерИтельный, сМирИться, сМирЕние, МирОтворец, поМирИться. 2.4 -ПЕР-/-ПИР- > Общее значения корня: «запирать»
Прочитайте слова, обращая внимание на условия написания чередующихся гласных -пер-/-пир-. ЗаПерЕть, заПирАть, наПерЕть, наПирАть, отПерЕть, отПирАть, подПерЕть, подПирАть, приПерЕть, приПирАть, сПерЕть, сПирАть, уПерЕть, уПирАть, взаПерТи, ПерИла, заПирАтельство, преПирАтельство, поПирАние. > Обратите внимание на слова с проверяемыми/непроверяемыми похожими корнями. Объясните написание безударной гласной в корнях слов: Пир, ПирОвать, ПирШество, ПерО, ПерЬевой, ПерОчинный, сПирАль. > Общее значение корня: «трение». Прочитайте вслух слова, обращая внимание на условия написания чередующихся гласных -тер-/-тир-. ТерЕть, вТерЕть, вТирАть, выТерЕть, выТирАть, заТерЕть, заТирАть, наТерЕть, наТирАть, обТерЕть, обТирАть, отТерЕть, отТирАть, растереть, расТирАть, уТерЕть, уТирАть, проТерЕть, проТирАть, вТирАться, просТирАться, постирушки, простирнуть > Обратите внимание на слова с проверяемыми похожими (омонимичными) корнями. Объясните написание безударной гласной в корнях слов: ПоТерЯться, расТерЯться, растЕрЯха, поСтирУшки, проСтирНуть. 2.6 -ЖЕГ-/-ЖИГ- > Общее значение корня: «сжигание» . Прочитайте вслух слова, обращая внимание на условия написания чередующихся гласных -жег-/-жиг-. ВыЖечЬ, возЖигАть, выЖигАть, заЖигАть, обЖигАть, подЖигАть, приЖигАть, проЖигАть, выЖигАние, обЖигАние, заЖигАние, заЖигАлка, подЖигАтели, заЖигАтельный. > Слова-исключения (корни тоже являются чередующимися): отжиг, выжиг, обжиг, розжиг. 2.7 -СТЕЛ-/-СТИЛ- > Общее значение корня: «стелить». Прочитайте вслух слова, обращая внимание на условия написания чередующихся гласных — стел-/-стил-. СтелИть, заСтелИть, заСтилАть, переСтелИть, переСтилАть, поСтелИть, поСтилАть, подСтелИть, подСтилАть, расСтелИть, расСтилАть. 2.8 -ЧЕТ-/-ЧИТ- > Общее значение корня: «счет и почёт». Прочитайте вслух слова, обращая внимание на условия написания чередующихся гласных — чет-/-чит-. ЧетА, выЧет, неЧет, выЧесть, приЧитАть, выЧитАемое, вычитание, сЧитАть, досЧитАть, засЧитАть, пересЧитАть, рассЧитАть, сосЧитАть, подсЧитАть, сЧитАться, предпоЧитАть, поЧитАние, поЧитАтель, поЧитАтельница. Слова-исключения: сочетать, сочетание. > Обратите внимание на слова с проверяемыми похожими (омонимичными) корнями. Объясните написание безударной гласной в корнях слов: ЧитАть, выЧитАть, доЧитАть, поЧитАть, переЧитАть, проЧитАть, ЧитАлка, ЧитАтельский, вЧитАться, выЧитКа. 2.9 -БЛЕСТ-/-БЛИСТ- > Общее значение корня: «блистание». Прочитайте вслух слова, обращая внимание на условия написания чередующихся гласных — блеск-/-блист-. БлестЕть, БлистАть, БлесНуть, БлесНа, проБлесК, заБлестЕть, заБлистАть, БлестЯщий, БлистАние, БлистАтельный, поБлистАть, поБлестЕть.

3. — А(Я)-/-ИМ — И — А(Я)/-ИН-

В корнях с чередованием —а(я)-/-им — и — а(я)/-ин в безударном положении перед М и Н пишется буква И: вы н Им ать, примИнАть. Прочитайте вслух слова, обращая внимание на условия написания в корнях чередующихся гласных —а(я)-/-им — и — а(я)/-ин. ПредпринИМАтель — предпринЯТь, пожАТь – пожИмАть – пожИмАние, внЯТь – внИмАть – внИмАние – внИмАтельный, принЯТь – принИмАть, занЯТь – занИмАть – занИмАтельный, нанЯТь – нанИмАть, обнЯТь – обнимать – обнИмАние, понЯТь – понИмАть – поНиМание, предпринЯТь – предпринИмАть – предпринИмАтель, взЯТь — взИмАть – взИмАние, нанЯТь – нанИмАть – нанИмАтель, снЯТь – снИмАть, унЯТь – унИмАть, выжАТь – выжИмАть – выжИмКа, нажАТь – нажИмАть, отжАТь – отжИмАть, СжАТь – пожИнАть, распЯТь – распИнАть, пинАТь – препИнАние, замЯТь – замИнАть, подмЯТь – подмИнАть, размЯТь – размИнАть, замЯТь – замИнАть – замИнАние.

Алгоритм выполнения задания и образец рассуждения

1) Внимательно прочитайте задание и подчеркните, что необходимо выбрать: проверяемую гласную в корне слова, непроверяемую гласную, гласную в корне с чередованием. 2) Найдите и выделите корни (хотя бы примерно). 3) Обратите внимание на корни с чередованием и их значение. 4) Убедитесь, что среди корней с чередованием нет омонимичных и похожих корней. 5) Разберите остальные корни с проверяемыми и непроверяемыми гласными. 6) Если возможно, используйте метод исключения. Наш совет. Для экономии времени на экзамене необязательно делать орфографический анализ каждого слова. Попробуйте использовать метод исключения. Если в ряду замечаем слово, не соответствующее варианту ответа, то другие слова этого ряда не рассматриваем. Обратимся к нашим примерам. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная Проверяемая гласная в корне слова. Запишите номера ответов. 1) привязаться, окончание, победить 2) вестибюль, абажур, уравнять 3) критиковать, теплота, прилагать 4) полезный, садовый, замечать 5) резервуар, беглецы, склоняться Выполняя задание, рассуждаем примерно так: Первый ряд: 1) ПРИВЯЗАТЬСЯ (привЯЗка) – безударная проверяемая гласная; 2) ОКОНЧАНИЕ (закОНчить) – безударная проверяемая гласная; 3) ПОБЕДИТЬ (победа) — безударная проверяемая гласная. + Первый ряд подходит. Второй ряд: 1) ВЕСТИБЮЛЬ – безударная непроверяемая гласная. Второй ряд не подходит. Третий ряд: 3) ПРИЛАГАТЬ – чередующаяся гласная в корне слова Лаг/лож . Третий ряд не подходит. Четвертый ряд: 1) ПОЛЕЗНЫЙ (пОЛьза) – безударная проверяемая гласная; 2) САДОВЫЙ (сАД) – безударная проверяемая гласная; 3) ЗАМЕЧАТЬ (заметка) — безударная проверяемая гласная. + Четвертый ряд подходит. Пятый ряд: 3) Склоняться – чередующаяся гласная в корне слова Клон/клан. Пятый ряд не подходит. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная Непроверяемая гласная в корне слова. Запишите номера ответов. 1) предлагать, словарный, пролетали 2) гегемония, бидон, кавычки 3) пропаганда, канцелярия, регламент 4) нежнейший, говорить, убирать 5) ватрушка, меридиан, пластилин Выполняя задание, рассуждаем примерно так: Первый ряд: 1) ПРЕДЛАГАТЬ — чередующаяся гласная в корне слова лаг/лож. — Первый ряд не подходит. Второй ряд: 1) ГЕГЕМОНИЯ – безударная непроверяемая гласная; 2) БИДОН – безударная непроверяемая гласная; 3) КАВЫЧКИ — безударная непроверяемая гласная. + Второй ряд подходит. Третий ряд: 1) ПРОПАГАНДА – безударная непроверяемая гласная; 2) КАНЦЕЛЯРИЯ – безударная непроверяемая гласная; 3) РЕГЛАМЕНТ — безударная непроверяемая гласная. + Третий ряд подходит. Четвертый ряд: 1) НЕЖНЕЙШМЙ (нЕЖный) – безударная проверяемая гласная. — Четвертый ряд не подходит. Пятый ряд: 1) ВАТРУШКА – безударная непроверяемая гласная; 2) МЕРИДИАН – безударная непроверяемая гласная; 3) ПЛАСТИЛИН — безударная непроверяемая гласная. + Пятый ряд подходит. Ответ: 2 3 5 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная в корне слова. Запишите номера ответов. 1) Вакансия, цветочный, почернеть 2) кленовый, течение, отвечать 3) блестеть, отпирать, замереть 4) переносить, побережье, спасатель 5) водоросли, обжигаться, прикосновение Выполняя задание, рассуждаем примерно так: Первый ряд: 2) ЦВЕТОЧНЫЙ (цвЕТ) – безударная проверяемая гласная. — Первый ряд не подходит. Второй ряд: 1) Кленовый (клен) – безударная проверяемая гласная. — Второй ряд не подходит. Третий ряд: 1) БЛЕСТЕТЬ — чередующаяся гласная в корне слова блист/блест; 2) ОТПИРАТЬ — чередующаяся гласная в корне слова пер/пир. 3) ЗАМЕРЕТЬ — чередующаяся гласная в корне слова мер/мир. + Третий ряд подходит. Четвертый ряд: 2) ПЕРЕНОСИТЬ (носит) – безударная проверяемая гласная. — Четвертый ряд не подходит. Пятый ряд: 1) ВОДОРОСЛИ — чередующаяся гласная в корне слова Раст/рос; 2) ОБЖИГАТЬСЯ — чередующаяся гласная в корне слова Жиг/жечь; 3) ПРИКОСНОВЕНИЕ — чередующаяся гласная в корне слова кос/кас.