Средства освещения и обогрева дома где живет семья это
Средства освещения и обогрева дома где живет семья это ресурсы
1. «Людмила Иванова вынуждена была уволиться с работы, ее муж работает водителем, его зарплата составляет 35 тысяч рублей. У них есть двое детей, 7 и 15 лет. Сегодня им пришлось обсудить свой мыйсеней тюдбеж (семейный бюджет), так как ыходод есимь (доходы семьи) сократились, а рыходса (расходы) остались на прежнем уровне. К тому же необходимо платить ритедк (кредит) за дачный участок». Составление плана решения проблемы. Как вы думаете, управлять домашним хозяйством легко? Почему? (ответы детей) Да, для ведения домашнего хозяйства требуется много знаний, умений и навыков. В древности это приравнивалось к искусству. Искусство управления домашним хозяйством – домашняя экономика –экономика семьи. Ребята вы можете назвать тему нашего сегодняшнего урока?! Вы совершено правы. Экономика семьи! Теперь нам известна тема урока нам нужно поставить цель нашей деятельности. Для этого вернитесь к таблице «Маршрутного листа» и запишите цель урока, каждый для себя. Если есть желающие нам эту цель озвучит, зафиксируйте ее на большом листе, который есть у каждого на столе и закрепите ее на нашей доске в «Банк целей». (Учащиеся самостоятельно записывают цель в таблицу во второй столбик.) Учащиеся фиксируют цели. Желающие озвучить свою цель выходят к доске представляют ее и крепят на доске лист с целью при помощи магнита. Спасибо, ребята, наш банк целей заполнен. А вот какие цели ставлю я. На занятии мы будем: • Повторять и объяснять понятия домашнее хозяйство, доходы, расходы, семейный бюджет, ресурсы семьи; • давать характеристику семьи как экономической единицы, выяснять из чего состоит семейный бюджет, определять, с какой целью он составляется, выяснять его роль в домашнем хозяйстве; • продолжим учиться рассуждать, составлять схемы, делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения; • постараемся выразить свое отношение к миру – семейного бюджета, выработать черты рационализма и экономии при формировании семейного бюджета. Предлагаю работу по следующему плану: 1. Ресурсы семьи 2. Семейный бюджет 3. Расходы семьи Записывают в тетради тему урока и план. Итак, приступим. У каждой семьи есть своё домашнее хозяйство. Оно состоит из разных элементов. Причем эти элементы не статичны, они меняются, пополняются, обновляются. Для того чтобы рационально вести домашнее хозяйство нужно правильно оценивать ресурсы семьи. А что же такое ресурсы семьи и какие они бывают? Для того чтобы ответить на этот вопрос вам предстоит прочитать не большой текст№1 и выполнить задание к нему. Вам предстоит в парах составить кластер «Ресурсы семьи». Текст№1. Ресурсы семьи Из чего же складывается экономика семьи? Семья располагает материальными, трудовыми, энергетическими, информационными, финансовыми ресурсами. Рассмотрим их. Материальные ресурсы – квартира (дом и приусадебное хозяйство), дача или садовый участок, автомобиль, мебель, одежда, бытовая техника и другое имущество семьи. Трудовые ресурсы – это умения, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения семьи средствами к существованию и выполнения необходимой домашней работы. Энергетические ресурсы – это средства освещения и обогрева (например, электричество, газ, дрова) дома, где живёт семья, количество и качество подачи этой энергии. Из средств массовой информации вы знаете, что в России есть районы, где зимой происходят серьёзные сбои в подаче тепла в дома людей. Население этих регионов вынуждено искать дополнительные возможности для обогрева своих жилищ. Информационные ресурсы составляют знания домочадцев о технологии выполнения отдельных домашних работ и возможности пополнения этих знаний. Например, чтобы готовить еду, необходимо помнить рецепты или иметь под рукой поваренную книгу (или консультанта). Финансовые ресурсы – это доходы и сбережения семьи. Доход семьи – это все денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников. Важнейшими источниками дохода большинства семей являются заработная плата её членов и социальные выплаты государства, т. е. стипендии, пособия, пенсии. После заполнения схемы, идет обсуждение в классе устное, зачитывание результатов, сверка по слайду. Исходя из полученной информации о ресурсах семьи нам предстоит составить схему «Бюджет семьи». Для этого вы прочитаете текст№2 с использованием метода активного чтения с маркировкой прочитанного значками +, -, ?, которые вы указываете на полях (прием “инсерт”). Текст№2. Что такое семейный бюджет В выпусках телевизионных новостей, заголовках газет вы наверняка встречали слово «бюджет» (от английского budget, буквально означающего «денежная сумка, кошелёк»). Бюджетом в старой Англии называли сумку, в которой министр финансов страны носил деньги и свои отчёты. Со временем слово стало означать отчёт министра финансов перед парламентом за определённый период времени. Рассмотрим современное значение этого слова. Семейный бюджет – предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов семьи на некоторый период времени. Бюджет необходим, когда требуется тщательно оценить желательные расходы в соответствии с предполагаемыми доходами. Он используется для оценки состояния финансовых дел семьи. Бюджетом называют также сумму доходов и расходы за какое-то время, обычно месяц, квартал (3 месяца) или год, т. е. бюджет – это денежные средства, которые можно истратить за определённый промежуток времени. Например, ваш бюджет составляют карманные деньги, выдаваемые родителями на неделю или месяц. Вы можете истратить их все в первый же день, а потом горько сожалеть, что не удалось сходить с друзьями в кино, купить красивую ручку, заколку или компьютерную игру. В решении этой проблемы может помочь становление личного бюджета, т. е. соотнесение предполагаемых доходов и расходов. Учащиеся самостоятельно составляют схему, затем учитель предлагает им провести взаимопроверку друг у друга. После чего они сверяют свои схемы со слайдом. А, теперь давайте пофантазируем, что будет, если семья не задумывается о своём бюджете. (ответы учащихся) Давайте вспомним, какие виды бюджета вы знаете. Перед нами схематичное изображение видов бюджетов. Нам предстоит указать правильно название. (учащиеся устно выполняют задание) Вижу устали уже сидеть, давайте разомнемся с пользой. Попрошу всех встать у своих мест и выполнить задание. Я вам буду назвать социальные явления, а вам нужно будет подняться как можно выше на цыпочки, если оно увеличивает доходы семьи и присесть, если они уменьшают их. · Отсутствие хорошего образования; · пьянство и другие вредные привычки; · поиск различных источников дохода, слабое здоровье; · старательность в работе; Всем спасибо, присаживаемся на свои места. Размялись, теперь продолжим работать. Переходим к 3 пункту нашего плана — На что семьи тратят деньги. Все расходы семьи можно условно поделить на две группы: обязательные и произвольные. Подумайте, почему их так называют. (ответы учащихся) Давайте проверим наши догадки. Внимание на слайд. Перед вами записаны расходы семьи нам нужно их разгруппировать в два столбика. В-первый обязательные, а во-второй произвольные. (учащиеся устно выполняют задание) Правильно. К обязательным относятся расходы на питание, одежду, оплату жилья и коммунальных услуг (электричества или газа, отопления, водоснабжения), транспорт, лекарства. А произвольные расходы связаны с повышенным количеством и качеством всего перечисленного, а также с приобретением товаров и услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства, уход за собой и своими домашними животными, с организацией досуга и отдыха, коллекционированием, покупкой предметов роскоши. Вопросы есть по изученному материалу? Тогда приступаем к выполнению заданий. Возьмите карточку с заданием №1 и выполните его самостоятельно. После выполнения сделайте взаимопроверку. Не забывайте ставить себе плюсики за правильное выполнение заданий. Задание 1. Познакомьтесь с результатами социологического опроса 1) перечислите основные источники семейных доходов; 2) определите, какой из перечисленных источников преобладает; 3) какой из источников минимальный 4) как вы думаете, что такое «другие источники», как они влияют на доходы семьи? Результаты социологического опроса жителей города N Основные источники семейных доходов: Заработная плата – 80% Другие источники – 38 % Задание 2. Догадайтесь по определениям, о каких понятиях идет речь. ЖЮТБЕД – есть и у семьи и у государства, регулирует круговорот денежных средств. ОДХЫСАР – по закону Эгеля их доля на насущные потребности снижается. ЯФИЛЦИНЯ – процесс повышения общего уровня цен в стране. ЫДОХДО – средства, используемые для оплаты расходов. ИЦИТФЕД – состояние бюджета, при котором расходы превышают доходы. Итак, проверяем все вместе. (ответы учащихся)И не забывайте оценивать себя. Задание 3. Какие семейные ресурсы перечислены ниже? Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов. После выполнения задания учащиеся сверяются с эталоном. Примерный ответ: • Квартира, домик в деревне — материальные ресурсы • Родители и старший сын — трудовые ресурсы • Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов — информационные • Зарплата родителей и сына — финансовые ресурсы • Проценты — доход от сбережений в банке • Рента за земельный участок — собственность. Вот и подходит к концу наш урок. Нам осталось подвести итоги и оценить сегодняшнюю нашу работу. Для этого вернемся к целям нашего урока. Сейчас ребята, которые сдавали свои цели в «банк» могут их забрать и сделать вывод достигли они ее или нет. (Ученики по очереди подходят, снимают свою цель и резюмируют работу по ее достижению). А, теперь предлагают оценить свою работу на уроке, используя лист самооценки. 1. Какова была цель урока? ____________________________________ 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________ 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________ 5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________ Активный участник, дающий правильные и полные ответы. Активный участник, однако, допускающий неточности при выполнении задания. Участник, показавший не достаточную активность, допускающий в работе ошибки и неточности. «5» «4» «3» Молодцы. Открываем дневники и фиксируем домашнее задание. Первое задание для всех — Повторить термины по экономике И еще одно на ваш выбор: · составить совместно с родителями бюджет семьи · проанализировать совместно с родителями способы экономии семейного бюджета · написать эссе на тему «Копейка рубль бережет» Мне сегодня понравилась ваша работа на уроке. И напоследок я хочу вам дать напутствие: учитесь, вести домашнее хозяйство экономно иначе может быть такое.
1. Л. Н.Боголюбов, Л. Ф. Иванова Обществознание: человек, право, экономика: учебник 7класс — М.: «Просвещение», 2012. 2. Л. Н.Боголюбов, Л. Ф. Иванова Обществознание: человек, право, экономика 7 класс: методические рекомендации. – М.: «Просвещение», 2015.
Технологическая карта «Экономика семьи»
План-конспект урока на тему
• Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред.
Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2014. • Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова,
Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2011. • Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2011. • Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. 1. Ресурсы семьи. 2. Что такое семейный бюджет. 3. На что семьи тратят деньги Формирование представления о семейной экономике, семейном бюджете Формы и методы
Обучения Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах Основные понятия
И термины Материальные, трудовые, информационные, финансовые и энергетические ресурсы семьи Планируемые образовательные результаты Объем освоения и уровень владения компетенциями Компоненты культурно-
Компетентностного опыта/
Приобретенная компетентность Научатся: определять, что такое ресурсы семьи, каковы важнейшие из них;
Из чего складываются доходы семьи; значения понятия «бюджет». Получат возможность научиться: строить логические цепочки рассуждений;
Ставить учебные задачи; самостоятельно искать пути решения проблемы Учебно-познавательные и коммуникативные компетенции ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Обучающие
И развивающие компоненты,
Задания
И упражнения Формы
Органи-
Зации
Совзаимо-действия
На уроке I. Организационный момент Эмоциональ-
Ная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся
К усвоению Проводит беседу
По обсуждению темы, целей и плана урока Записывают тему и план урока в тетрадь Личностные: понимают значение знаний для человека и при-нимают его. Работа
В тетради логические – поиск существенной информации II. Актуализация знаний Беседа по теме «Экономика
Семьи» Организует диалог
С учащимися
По вопросам: – Что такое семейное
Хозяйство? А может
Ли семья обойтись
Без своего бюджета? Отвечают
На вопросы логические – дополняющие
И расширяющие имеющееся представление об ответствен-
Ности за правонарушения III. Изучение
Нового мате-
Риала 1. Презентация «Экономика
Семьи». 2. Самостоятельное изучение материала в учебнике, с. 190, 192–194: – записать новые термины. 1. Показывает и ком-
Ментирует слайды
Презентации. 2. Поясняет задания
Учащимся. 1. Просматривают презентацию, делают
Записи
В тетрадь. 2. Выполняют задания. общеучебные – умение структу-
Рировать знания; логические – дополнение и рас-
Ширение имеющихся знаний. 2. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. 1. Записи в тетради. 2. Задания
В тетради. 3. Чтение притчи «Старый
Мудрец» (см.
Приложение 1) . 4. Выполнение
Заданий в рабочей тетради:
№ 1, 2, 3,
С. 85–86. 3. Поясняет задание
Учащимся, проводит беседу по вопросам: – Какие секреты использовал в своей жизни мудрец, чтобы стать
Богатым? Как эти
Секреты помогли ему?
Могут ли подобные
Секреты помочь современному человеку? 4. Поясняет задания,
Выполняемые учащимися в рабочей тетради. 3. Слушают притчу,
Отвечают
На вопросы. 4. Выполняют задания в рабочей тетради. логические – поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению
В памяти). Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу. общеучебные – поиск и выделение информации на основе
Иносказательных образов; логические – построение логи-
Ческой цепи рассуждений. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию;
Допускать существование
Различных точек зрения. 4. Регулятивные: учитывать
Выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу. общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование
Цели; 4. Проверка выпол-
Нения
Заданий
В рабочей тетради. 5. Работа
С материалами рубрик: «Жил
На свете человек» и «Поэтическое слово», 6. Выполнение практических
Заданий в рабочей тетради:
№ 4, 5, с. 87;
№ 2, 3, 4, 7,
С. 91, 93 5. Организует беседу
По вопросам: – Как необходимо вести домашнее хозяйство, чтобы бюджет семьи не страдал от не-
Верных действий? Может ли благосостояние семьи напрямую влиять на благосостояние государства и наоборот? 6. Поясняет задания для учащихся 5. Читают текст,
Отвечают
На вопросы. 6. Выполняют задания 6. Работа в парах
Со взаимопро-
Веркой логические – поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению
В памяти). 5. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. логические – осуществление
Поиска информации. 6. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. логические – поиск существенной информации (из материалов 5. Устное задание. 6. Проверка выпол-
Нения
Работы учебника, по воспроизведению
В памяти). Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу IV. Первичное осмыс-ление
И закреп-ление 1. Выполнение
Задания на закрепление терминов и понятий
(устный крос-
Сворд) (см. Приложение 2) . 2. Выполнение
Задания в рабочей тетради:
№ 6, с. 88 1. Проводит устный кроссворд. 2. Поясняет задание,
Выполняемое учащимися в рабочей тетради 1. Выполняют задания. 2. Выполняют задание в рабочей тетради общеучебные – умение структу-
Рировать знания; логические – дополнение и рас-
Ширение имеющихся знаний. Регулятивные: принимать
И сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. логические – осуществление
Поиска информации. Личностные: проявляют интерес к новому учебному предмету 1. Устные ответы. 2. Проверка выпол-
Нения
Задания
В рабочей тетради V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений Проводит беседу
По вопросам: – Что такое ресурсы
Семьи? Из чего склады- 1. Отвечают на вопросы. 2. Определяют свое эмо- Личностные: понимают значение знаний для человека и при-нимают его; развивают способность к самооценке. Оценивание учащихся за работу на уроке ваются доходы семьи? Зачем семье нужен
Бюджет? циональное состояние на уроке Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала VI. Домашнее задание § 18. Выполнение задания в рабочей тетради:
№ 7, с. 89 Объясняет домашнее
Задание Записывают домашнее задание Притча «Старый мудрец» Однажды состоятельного и мудрого старца спросили, как ему удалось достичь богатства, ведь он родился в бедной семье. Мудрец сказал, что это очень просто и является следствием того образа жизни, который он себе выбрал, а также трех важных привычек: «Во-первых, я умею расставлять приоритеты, отделять главное от второстепенного. Этому я научился, работая в юности сортировщиком овощей и фруктов. Почему бы таким же образом не поступать со своими желаниями? Сортируя их, я могу выбрать лучшие и достичь их. Во-вторых, я люблю накапливать силы, отдыхая в тени деревьев. После того, как потратишь немало энергии на пути к исполнению желания или в житейской суете, бывает так приятно восстановиться, сидя под развесистой кроной дерева и наблюдая происходящее вокруг и размышляя. Накопление богатства похоже на накопление сил, когда во время взятой паузы тебе приходят новые идеи, которые иначе не посетили бы тебя. И это время ты не тратишь – ты копишь. И твой дальнейший путь становится вдвойне легче и приятнее после непродолжительного отдыха. И, наконец, в-третьих, я никогда не изменяю двум первым привычкам. Вот мои три секрета» Вопросы для устного кроссворда 1. Роспись доходов и расходов семьи. ( Б юджет.) 2. К каким семейным ресурсам относятся: дом, машина, мебель, одежда и т. д.? ( М атериальным.) 3. Технологии выполнения отдельных домашних работ и возможности пополнения этих знаний. ( И нформационные ресурсы.) 4. Умения, время и силы, которыми располагают члены семьи для обеспечения общего сосуществования. ( Т рудовые ресурсы.) 5. Доходы и сбережения семьи. ( Ф инансовые ресурсы.) 6. Средства освещения и обогрева дома, где живет семья. (Энергетические ресурсы.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 «Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)» Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов. МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4. Данная презентация » Различные категории детей» будет полезна при подготовке к лекции » Семья и дети как объект социальной работы» по дисциплине МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и деть.
Технологическая карта «Экономика семьи» Технологическая карта «Экономика семьи».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению тематического классного часа « Молодая семья. Кто главный в семье?» Данные методические рекомендации, очень важны для студентов, учитывая раннее сексуальное развитие и вступление в половые отношения ни о чём не задумываясь, а могут закончиться такие отношения. Те.
Методическая разработка акции к Международному Дню семьи «МОЯ СЕМЬЯ — МОЯ РАДОСТЬ О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.
Интегрированная конференция. Тема: «Семья. Этапы развития семьи и семейных отношений» Сценарий конференции на тему «Семья. Этапы развития семьи и семейных отношений»Дисциплины: «Философия», «Педиатрия», «Психология»Ссылка на скачивание презе. Сборнк занятий для организации работы с замещающими семьями «Организация работы с замещающими семьями по духовно-нравственному воспитанию детей» В данном сборнике представлен опыт работы специалистов ТОГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Приют надежды» в рамках реализованного проекта по подготовке и сопр.
7 класс. Обществознание. Экономика семьи
Ресурсы семьи — это все деньги, ценности, материалы, которыми владеет семья, а еще это все возможные источники доходов и запасов. Трудовыми. Это умения, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения семьи средствами к существованию и выполнения необходимой домашней работы. Абсолютно каждый член семьи что-то может делать: например, отец чинит автомобиль, мама готовит еду, сын убирает комнату и т. д. А если собрать все эти возможности вместе, то мы получим трудовые ресурсы определенной семьи. Энергетические ресурсы — это средства освещения и обогрева (например, электричество, газ, дрова) дома, где живет семья, количество и качество подачи этой энергии. Материальными. Сюда можно отнести все, чем владеет семья: квартиры, дома, приусадебные участки, автомобили, техника и др. Финансовыми. Обычно, это наличные, ценные бумаги, счета в банке, страховые полисы. Это доходы и сбережения семьи. Доход семьи — это денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников. Важнейшим источником дохода большинства семей является заработная плата ее членов и социальныеи выплаты государства, то есть стипендии, пособия, пенсии. Технологическими (информационными). Каждый член семьи что-то делает по дому, тем самым запоминает технологию процесса. Так, отец по-своему чинит пол, у мамы своя технология приготовления блюда… И данные ресурсы в разных семьях могут быть разными. Ресурсы семьи являются важной составной частью семейной экономики и помогают достигать необходимых целей. Но все же, данных ресурсов всегда бывает мало, чтобы воплотить все семейные потребности. Именно поэтому мы часто решаем, что нам необходимо в первую очередь, а что может подождать.
7 класс. Обществознание. Экономика семьи
Ресурсы семьи — это все деньги, ценности, материалы, которыми владеет семья, а еще это все возможные источники доходов и запасов. Трудовыми. Это умения, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения семьи средствами к существованию и выполнения необходимой домашней работы. Абсолютно каждый член семьи что-то может делать: например, отец чинит автомобиль, мама готовит еду, сын убирает комнату и т. д. А если собрать все эти возможности вместе, то мы получим трудовые ресурсы определенной семьи. Энергетические ресурсы — это средства освещения и обогрева (например, электричество, газ, дрова) дома, где живет семья, количество и качество подачи этой энергии. Материальными. Сюда можно отнести все, чем владеет семья: квартиры, дома, приусадебные участки, автомобили, техника и др. Финансовыми. Обычно, это наличные, ценные бумаги, счета в банке, страховые полисы. Это доходы и сбережения семьи. Доход семьи — это денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников. Важнейшим источником дохода большинства семей является заработная плата ее членов и социальныеи выплаты государства, то есть стипендии, пособия, пенсии. Технологическими (информационными). Каждый член семьи что-то делает по дому, тем самым запоминает технологию процесса. Так, отец по-своему чинит пол, у мамы своя технология приготовления блюда… И данные ресурсы в разных семьях могут быть разными. Ресурсы семьи являются важной составной частью семейной экономики и помогают достигать необходимых целей. Но все же, данных ресурсов всегда бывает мало, чтобы воплотить все семейные потребности. Именно поэтому мы часто решаем, что нам необходимо в первую очередь, а что может подождать.
7 класс. Обществознание. Экономика семьи
Ресурсы семьи — это все деньги, ценности, материалы, которыми владеет семья, а еще это все возможные источники доходов и запасов. Трудовыми. Это умения, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения семьи средствами к существованию и выполнения необходимой домашней работы. Абсолютно каждый член семьи что-то может делать: например, отец чинит автомобиль, мама готовит еду, сын убирает комнату и т. д. А если собрать все эти возможности вместе, то мы получим трудовые ресурсы определенной семьи. Энергетические ресурсы — это средства освещения и обогрева (например, электричество, газ, дрова) дома, где живет семья, количество и качество подачи этой энергии. Материальными. Сюда можно отнести все, чем владеет семья: квартиры, дома, приусадебные участки, автомобили, техника и др. Финансовыми. Обычно, это наличные, ценные бумаги, счета в банке, страховые полисы. Это доходы и сбережения семьи. Доход семьи — это денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников. Важнейшим источником дохода большинства семей является заработная плата ее членов и социальныеи выплаты государства, то есть стипендии, пособия, пенсии. Технологическими (информационными). Каждый член семьи что-то делает по дому, тем самым запоминает технологию процесса. Так, отец по-своему чинит пол, у мамы своя технология приготовления блюда… И данные ресурсы в разных семьях могут быть разными. Ресурсы семьи являются важной составной частью семейной экономики и помогают достигать необходимых целей. Но все же, данных ресурсов всегда бывает мало, чтобы воплотить все семейные потребности. Именно поэтому мы часто решаем, что нам необходимо в первую очередь, а что может подождать.
Конспект урока по обществознанию «Экономика современной семьи»
У любой семьи есть своё хозяйство. Его элементами являются дом (квартира), имущество, денежные средства. В нём целесообразно распределяется домашний труд и организуется отдых, питание, периодически пополняется и обновляется имущество. Из чего же складывается экономика семьи? Семья располагает материальными, трудовыми, энергетическими, информационными, финансовыми ресурсами. Рассмотрим их. Материальные ресурсы – квартира (дом и приусадебное хозяйство), дача или садовый участок, автомобиль, мебель, одежда, бытовая техника и другое имущество семьи. Трудовые ресурсы – это умения, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения семьи средствами к существованию и выполнения необходимой домашней работы. Энергетические ресурсы – это средства освещения и обогрева (например, электричество, газ, дрова) дома, где живёт семья, количество и качество подачи этой энергии. Из средств массовой информации вы знаете, что в России есть районы, где зимой происходят серьёзные сбои в подаче тепла в дома людей. Население этих регионов вынуждено искать дополнительные возможности для обогрева своих жилищ. Информационные ресурсы составляют знания домочадцев о технологии выполнения отдельных домашних работ и возможности пополнения этих знаний. Например, чтобы готовить еду, необходимо помнить рецепты или иметь под рукой поваренную книгу (или консультанта). Финансовые ресурсы – это доходы и сбережения семьи. Доход семьи – это все денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников. Важнейшими источниками дохода большинства семей являются заработная плата её членов и социальные выплаты государства, т. е. стипендии, пособия, пенсии. Слайд № 4 Картина Н. П. Богданова – Бельского «Новые хозяева» Рассмотрите картину внимательно и выскажите свое суждение о смысле ее названия. Итак, мы рассмотрели основные источники дохода семьи. Доходы семьи бывают фиксированные и переменные. Слайд № 5 Ресурс семьи с фиксированным доходом составляют установленные, не зависящие от качества труда выплаты: денежный оклад, стипендия, пенсия. А достаток семей с переменным доходом может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от изменения количества и качества труда членов семьи, успешности коммерческой деятельности предприятия, а также банка или компании, в которые вложены сбережения семьи, и т. п. Как связаны между собой ресурсы, потребности и трудовая деятельность членов семьи? Абсолютное большинство семей живёт в условиях ограниченных ресурсов, не позволяющих удовлетворить многочисленные, постоянно растущие потребности домочадцев. Естественным решением в данной ситуации может стать усиление трудовой активности, т. е. поиск возможностей дополнительного заработка членами семьи, или отказ от удовлетворения каких-то потребностей. В обоих случаях семья должна соотносить свои ресурсы и потребности, выстраивая их по степени важности. Этому призван помочь бюджет. Вы знаете, что в современной России многие семьи живут бедно. Неудивительно, что подростки хотят помочь своим родителям, заработав дополнительные средства. В свою очередь, есть фирмы, предлагающие им эту возможность. Догадываетесь ли вы, с какими проблемами может столкнуться подросток? Работа учащихся с текстом. Ребята сейчас на стр. 193. Найдите в тексте учебника условиях, которые позволяют трудиться несовершеннолетним работникам? Ответы на вопросы слайда № 6 Переходим ко 2 пункту плана Что такое семейный бюджет. Что такое семейный бюджет В выпусках телевизионных новостей, заголовках газет вы наверняка встречали слово «бюджет» (от английского budget, буквально означающего «денежная сумка, кошелёк»). Бюджетом в старой Англии называли сумку, в которой министр финансов страны носил деньги и свои отчёты. Со временем слово стало означать отчёт министра финансов перед парламентом за определённый период времени. Рассмотрим современное значение этого слова. Семейный бюджет – предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов семьи на некоторый период времени. Бюджет необходим, когда требуется тщательно оценить желательные расходы в соответствии с предполагаемыми доходами. Он используется для оценки состояния финансовых дел семьи. Бюджетом называют также сумму доходов и расходы за какое-то время, обычно месяц, квартал (3 месяца) или год, т. е. бюджет – это денежные средства, которые можно истратить за определённый промежуток времени. Например, ваш бюджет составляют карманные деньги, выдаваемые родителями на неделю или месяц. Вы можете истратить их все в первый же день, а потом горько сожалеть, что не удалось сходить с друзьями в кино, купить красивую ручку, заколку или компьютерную игру. В решении этой проблемы может помочь становление личного бюджета, т. е. соотнесение предполагаемых доходов и расходов. А теперь попытайтесь представить, что произойдёт, если семья не будет заботиться о своём бюджете. Переходим к 3 пункту нашего плана На что семьи тратят деньги Слайд № 7 Все расходы семьи можно условно поделить на две группы: обязательные и произвольные. Подумайте, почему их так называют. К обязательным относятся расходы на питание, одежду, оплату жилья и коммунальных услуг (электричества или газа, отопления, водоснабжения), транспорт, лекарства. Произвольные расходы связаны с повышенным количеством и качеством всего перечисленного, а также с приобретением товаров и услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства, уход за собой и своими домашними животными, с организацией досуга и отдыха, коллекционированием, покупкой предметов роскоши. Слайд № 8,9 Задание – распределите, пожалуйста по категориям Обязательные и Произвольные следующие расходы семьи. Ответы учащихся с места. Работа по карточкам в минигруппах по 2 человека Заполнить карточку с семейным бюджетом посчитать доходы и расходы. Посчитайте, чему равны доход и расход семьи, если Зарплата папы и мамы — 25 000 рублей Истратили на продукты — 11 000 рублей Заплатили за квартиру, свет, телефон — 3000 рублей Пенсия бабушки — 8 000 рублей Заплатили за ремонт холодильника — 700 рублей Купили подарок сыну — 2000 рублей Задание для 1 микрогруппы слайд № 10 Абонент-тот, кто пользуется какой-то услугой. Абонентская плата — плата за наличие телефона, за пользование им без междугородных разговоров. Рассчитайте, сколько денег уходит за абонентскую плату за телефон за 2 месяца, полгода, год, если за месяц – 165 рублей. Минута разговора Орск — Москва стоит 3 рубля 06 копеек. Сколько будет стоить разговор продолжительностью 10, 15 минут? Задание для 2 микрогруппы слайд № 11 Молодая семья откладывает каждый месяц по 1500 р. На покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он На счетчике стоит число 8956, а показания счетчика в прошлом месяце были 8856. Значит, в этом месяце израсходовано 100кВт/ч. 1 кВт/ч = 2рубля 72 копейки. Сколько рублей составит плата за Задание для 3 микрогруппы слайд № 12 Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 руб., а пакет весом 500 г стоит 60 руб.? Сколько денег она сэкономит? Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 36 руб. за 1 кг, а мешок сахара (50 кг) стоит 1600 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? Как покупают сахар в твоей семье. Работа в разделе «Поэтическое слово» К. И. Чуковский «Федорино горе» Слайд № 13, 14, 15 Вы конечно помните эту историю. От грязнули ушла вся посуда вместе с домашней утварью. Давайте ответим на вопросы 1) Можно ли назвать Федору Егоровну хорошей хозяйкой?
2) Какие неполадки в домашнем хозяйстве ей пришлось справлять?
3) Чем ответила посуда на заботу Федоры Было бы неправильно относиться к хозяйственным делам в семье как к тяжкой повинности, ведь это и забота членов семьи друг о друге, и форма выражения взаимной любви и привязанности, и способ проводить больше времени вместе. Взаимовыручка и полная отдача каждого сплачивают семью, сохраняя силы и средства для совместного досуга (спорт, путешествия, экскурсии и т. п.). 4. Подведение итогов урока. Ребята давайте ответим на вопросы — Что вы сегодня узнали нового на уроке? Что понравилось больше всего на уроке? Что бы вы хотели повторить?
Урок, презентация и рабочий лист для урока «Экономика семьи» для 7 класса
Семье Журавлёвых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов. № 2. Составьте приблизительный план расходов вашей семьи на этот месяц. (3 мин.) Выделите то, без чего нельзя обойтись. К какой группе потребностей человека относятся эти блага? № 3 Решите экономическую задачу по вариантам. В одном большом городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить ей новый велосипед. Как вы думаете, смогут ли родители купить Вере велосипед? Если: Велосипед стоит 7 000 рублей. Ежемесячно на работе отец получает 15 000 рублей. Мама (работает учительницей в школе) получает на работе 12 000 рублей. Бабушка получает пенсию 8000 рублей. Сын – студент получает стипендию в размере 3000рублей. В месяц семья тратит на: Продукты– 7 000 рублей Оплата за квартиру, свет — 5 000 рублей. Оплата за детский сад – 1200 рублей. Проезд на общественном транспорте – 2 800 рублей. Прочие расходы – 3 000 рублей 1 вариант. каковы доходы семьи? 2вариант. каковы расходы семьи? Устно. Хватит ли на велосипед? Куда пойдут оставшиеся деньги? № 4. Как же нужно планировать семейный бюджет? Составьте логические цепочек – неравенства Вопрос: Какой вывод можно сделать? № 5. Тест по теме: « Экономика семьи» А1. Расходы, связанные с покупкой предметов роскоши, с организацией досуга и отдыха это расходы… А2. Умения, время и силы, которыми располагают люди, для обеспечения семьи средствами к существованию это ресурсы… А3. Что из перечисленного ниже относится к доходам семьи? А) приобретение продуктов питания Б) содержание автотранспортного средства В) оплата коммунальных услуг Г) прибыль собственной фирмы А4. Верно ли следующие суждение Совокупность доходов и расходов отдельной семьи за определённый период времени называют семейным благополучием. да/нет А5. Денежные средства, которые семья получает от посторонних лиц или организаций и использует для оплаты собственных расходов, называют семейными доходами. да/нет
§ 14 Тест по теме: « Экономика семьи»
А8. Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. В современном мире широко используются безналичные и виртуальные деньги.
Б. Деньги – это особый товар, который принимается в обмен на любые товары и услуги
А) верно А Б) верно Б В) оба верны Г) оба неверны А9. Что из перечисленного ниже относится к расходам семьи?
А) дедушкина пенсия по старости
Б) процент по банковскому вкладу
В) оплата жилья и коммунальных услуг
Г) прибыль семейной фирмы