При недостатке минеральных веществ в почве вносят ответ

При недостатке минеральных веществ в почве вносят ответ

При недостатке минеральных веществ в почве вносят ответ

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 6 класс Пасечник, многообразие покрытосеменных растений — ГДЗ к учебнику биологии 6 класс Пасечник, ответы к § 15 Минеральное питание растений

Глава 2. Жизнь растений

Ответы к § 15. Минеральное питание растений

Вопросы в начале параграфа

1. Какие функции выполняет корень? Основные функции корня — это закрепление растения в почве и поглощение из почвы воды и растворённых в ней минеральных веществ, необходимых для питания и развития растения. 2. Что такое корневой волосок? Какую функцию он выполняет? Корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня, расположенный в зоне всасывания корня. Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами. Корневые волоски способны значительно увеличить всасывающую поверхность корня растения, а значит и улучшить обеспечение растения водой и минеральными веществами. 3. Какие минеральные вещества вам известны? Фосфор, калий, сера, магний, азот.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие вещества необходимы для минерального питания растения? Больше всего растению необходимы калий, азот и фосфор: — калий способствует быстрому оттоку органических веществ из листьев к корням;
— азот необходим для роста растений;
— фосфор способствует быстрому созреванию плодов. Кроме того, растениям для роста и развития необходимы и другие минеральные вещества, но уже в небольших количествах. 2. Как растения поглощают питательные вещества? Различные виды растений поглощают питательные вещества разными способами. Например у водорослей питательные вещества усваиваются всей поверхностью тела. У высших растений, например для покрытосемянных растений, которые изучаются в ходе этого курса, функцию поглощения питательных веществ из почвы выполняет корень. Процесс поглощения воды и растворённых в ней минеральных веществ происходит в зоне всасывания корня. Именно в этой зоня на наружной поверхности корня вырастают корневые волоски — специальные вытянутые клетки, способные проникать сквозь частицы почвы и всасывать воду. Число корневых волосков у различных растений разное, но их всегда очень много. Чем больше у растения корневых волосков, тем большую поверхность всасывания имеет растение и тем больше питательных веществ оно получит. Далее из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а потом в сосуды корня. По сосудам вода и питательные вещества поднимаются в другие органы растения. Подняться вверх по сосудам воде помогает корневое давление растения. 3. Что такое корневое давление? Корневое давление — это давление, которое создается в сосудах корней и благодаря которому обеспечивается движение воды и растворённых в ней минеральных веществ из корня вверх в другие части растения. 4. Почему растения не рекомендуется поливать холодной водой? При поливе холодной водой происходит снижение поглощающей способности корня. Холодная ода хуже впитывается корневыми волосками и растение не получает всех необходимых ему веществ. 5. Какие виды удобрений вы знаете? Существуют органические, минеральные и микроудобрения удобрения: — органические удобрения — это отходы от жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (торф, перегной);
— минеральные удобрения — это удобрения, содержащие необходимые для жизни растений минеральные вещества, различают азотные минеральные удобрения, калийные и фосфорные;
— микроудобрения — это удобрения, которые содержат различные химические вещества, помогающие росту растений, например бор, медь, цинк, кобальт и прочие. 6. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор? Азот способствует росту растений. Калий обеспечивает быстрый отток органических веществ от листьев в корням. Фосфор необходим для скорейшего созревания плодов. 7. Что такое подкормка? Подкормка — это внесение в почву удобрений, необходимых растению в данный период жизни. В разные сроки вносятся разные удобрения, всё зависит от конкретных потребностей и вида растений.

Подумайте

1. Правильно ли поступают люди, убирая осенью опавшую листву с газонов в скверах и парках населённых пунктов? В природе опавшая листва перегнивает и обогащает почву минеральными веществами. Убирая опавшую листву с газонов и в скверах люди лишают городские растения естественной подкормки. Это неправильною 2. С чем связаны особенности строения клетки корневого волоска? По своему строению корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня. Длина корневых волосков в среднем 10 мм. Поверхность их покрыта слизью, которая помогает корневому волоску как можно более тесно соприкасаться с частицами почвы и эффективно всасывать воду и растворённые в ней минеральные и органические вещества.

Задания

1. Возьмите два одинаковых растения колеуса средних размеров. Поставьте их в светлое тёплое место и три дня не поливайте. Затем регулярно поливайте: первое растение — ежедневно утром и вечером, расходуя на каждый полив по 50 мл воды, второе растение — три раза в неделю (понедельник, среда, пятница), расходуя на каждый полив по 200 мл воды. Опыт проводите в течение месяца. Результаты наблюдений записывайте в тетрадь. Сравните результаты наблюдений и сделайте вывод. Результаты эксперимента будут сильно зависит от времени года, в который будет проводиться эксперимент. Так, в зимний период у колеуса наступает период покоя. На протяжении всех зимних месяцев необходимо максимально ограничить полив и не удобрять это растение. Если же этого не сделать, то растение не зацветёт. Поливать колеус нужно в зависимости от состояния грунта — на ощупь он должен быть слегка подсохшим. Летом к поливу можно добавить и опрыскивание.

Если эксперимент будет проводиться летом, то лучше себя будут чувствовать растения поливаемые первым способом (каждый день) Если же провести эксперимент осенью или зимой, то наиболее комфортно будет растению поливаемому три раза в неделю.

2. Для подготовки к изучению прорастания семян в стакан из тонкого прозрачного стекла поместите промокательную бумагу так, чтобы она плотно прилегла к стенкам стакана. На дно стакана налейте немного воды. Между стеклом и промокательной бумагой поместите зерновки пшеницы, ржи, ячменя или овса и наблюдайте за их прорастанием. В другой стакан положите семена фасоли или гороха также для наблюдения за прорастанием. В третий стакан поместите семена фасоли или гороха, отделив у них одну семядолю. Следите, чтобы семена не высохли. Установите, когда они набухнут. Проследите, когда у проростков появятся корни, сколько их разовьётся через некоторое время, как происходят рост и дальнейшее развитие проростков. Свои наблюдения запишите. Растение Срок набухания Срок прорастания Появление корешка Появление стебелька Злаки (пшеница, рожь, овёс, ячмень) Бобовые (горох фасоль) с двумя семядолями 8-12 часов 10-16 часов 3 день Различие между проростками бобовых с одной и двумя семядолями начинает проявляться примерно на 8-10 день эксперимента. Так, проросток с двумя семядолями будет развиваться активнее, будет более крупным и сильным. Это объясняется тем, что проростку с одной семядолей не хватает питательных веществ для роста. Растение может вырасти и с одной семядолей, но здоровым и крепким оно не будет. Также в процессе развития проростков можно наблюдать, что у гороха и фасоли развивается стержневая корневая система, а у злаков — мочковатая корневая система.

Задания для любознательных

С марта—апреля по июль применяйте жидкую подкормку комнатных растений, которыми озеленена школа. Для этого берите куриный или голубиный помёт. Готовьте подкормку следующим образом: четверть объёма литровой банки заполните птичьим помётом, затем до верха банки налейте горячей воды. Полученный раствор размешайте деревянной палочкой и дайте ему остыть. Один стакан приготовленной таким способом жидкой подкормки перед удобрением растений надо разбавить десятью стаканами воды. Можно также подкармливать растения раствором минеральных веществ. Применять подкормку следует один раз в неделю. Растения стали развиваться быстрее и выглядеть более здоровыми.

Словарик

Минеральное питание — это процесс поглощения, передвижения и усвоения растениями из почвы воды и растворённых в ней минеральных солей. Корневое давление — это свойство сосудов корней растения поднимать воду и минеральные вещества вверх в другие части растения. Почва — это верхний плодородный слой земли. Плодородие — это свойство почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Органические удобрения — это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф). Минеральные удобрения — это удобрения, содержащие минеральные вещества необходимые для жизнедеятельности растений. Различают фосфорные, калийные и азотные минеральные удобрения.

Недостаток минеральных элементов у растений

подкормки растений Как огороднику помочь растению, если оно захворало? Иногда вредители и болезни ни при чем. Все дело может быть в недостатке или переизбытке минеральных веществ. Попробуем определить те изменения, которые вызваны недостатком того или иного элемента в огородных растениях..

Недостаток азота

О недостатке азота можно судить по изменению окраски листьев до бледно-зеленой до желтой. Недостаток азота сначала проявляется на нижних листьях, а потом распространяется вверх по побегу. Происходит общее пожелтение всего растения, включая жилки листа. Старые листья опадают, плоды мельчают или осыпаются. Подкормка: 20-30 г аммиачной селитры на 1 кв. м почвы заделывают на глубину 10-12 см после полива. ля внекорневых подкормок готовят 0,3-0,5%-ный раствор аммиачной селитры (30-50 г на 10 л воды) или мочевины (карбомид) 0,2-0,4%-ный раствор (20-40 г на 10 л воды).

Недостаток фосфора

При недостатке фосфора у плодовых растений задерживаются распускание почек и цветение, листья становятся тусклыми (особенно нижние), появляется бронзовый оттенок, между темными жилками наблюдаются светлые пятна, иногда ткани на краях отмирают. При сильном фосфорном голодании листья становятся узкими, черешки их и побеги становятся красно-фиолетовыми, листья преждевременно опадают. У помидоров на нижней стороне листа между жилками появляются багрянистые с фиолетовым оттенком пятна. Бывает недостаточное количество и плохое качество плодов. Подкормка при фосфорном голодании: на 1 кв. м почвы вносят 50 г двойного или 100 г простого суперфосфата. При внекорневых подкормках: на 10 л воды 40「двойного или 80 г простого суперфосфата.

Недостаток калия

При калийном голодании имеющийся в растении калий легко перемещается с нижних листьев в молодые растущие части побегов. Нижние листья становятся темнозелеными, рост жилки отстает от роста пластинки листа, наблюдается закручивание по краю листа. Отмершие листья не опадают. Плоды становятся плохого качества. Стебли зерновых настолько ослаблены, что колосья сгибаются книзу и позднее полегают. Подкормка растений при калийном голодании:На 1 кв. м вносят 15 г хлористого калия или 20 г калийной соли. При внекорневой подкормке: на 10 л воды 30 г хлористого калия или 45 г калийной соли.

Недостаток кальция

При недостатке кальция наблюдается отмирание верхушечных почек и корней растения. Листья из верхушечных почек растут крючковатыми, потом кончики и края у них отмирают, а края у новых листьев становятся неровными и рваными. Растения плохо цветут и плодоносят. Подкормка растений при недостатке кальция: на 1 кв. м вносят 45 г нитрата кальция (кальциевая селитра). Осенью известкуют почву. Для внекорневой подкормки можно использовать 1-1,5%-ный раствор хлористого кальция. Если плоды яблони и груши обработать в день их съема 4%-ным раствором хлористого кальция, срок их хранения увеличится.

Недостаток магния

Недостаток магния прежде всего проявляется на нижних листьях. В середине листьев между крупными жилками появляются желтые пятна, позднее эти пятна высыхают. Листья бывают яркими, красного, оранжевого и фиолетового цветов. Плоды плохой формы и слабо развиты. Подкормка при недостатке магния: 45 г/кв. м сульфата магния (английская или горькая соль), по листьям 2-4 г сульфата магния на 10 л воды.

Недостаток бора

При недостатке бора интенсивность цветения и завязывания плодов уменьшается, верхушечные почки засыхают, в зоне верхушечной почки появляется розеточность, листья желтеют, жилки становятся красными, побег отмирает. При недостатке бора многие растения заболевают. У сахарной свеклы, например, отмирают точки роста и разрушаются ткани корнеплодов (сухая гниль сердечка), у брюквы и турнепса буреет и ссыхается сердцевина. Бактериоз льна также вызывается отсутствием или недостатком бора. Подкормка растений при недостатке бора: на 1 кв. м 7-8 г буры или 5 г борной кислоты, при внекорневой подкормке 2-3 г борной кислоты на 10 л воды.

Недостаток железа

При недостатке железа растения заболевают Хлорозом: сначала самые молодые листья бледнеют, затем полностью теряют окраску. Постепенно болезнь распространяется и на нижележащие листья, причем, самые нижние сохраняют зеленую окраску. При прогрессирующем хлорозе на листьях появляются пятна, а затем и побуревшие участки, указывающие на полное отмирание клеток; верхушки побегов засыхают. Наиболее часто недостаток железа наблюдается при избыточном известковании почв. Подкормка растений при хлорозе: 5 г/кв. м железного купороса или по листьям на 10 л воды 2-10 г железного купороса (в зависимости от степени недостатка железа).

Недостаток марганца

Признаки голодания напоминают недостаток железа, но хлороз листьев начинается у основания побегов. Некоторые специфические признаки недостатка марганца отражены в названии заболеваний например, серая пятнистость злаков, у гороха болотная пятнистость (на семенах образуются коричневые или черные пятна), у свеклы пятнистая желтуха, приводящая к закручиванию листьев. У многих плодовых деревьев обнаруживается хлороз. Подкормка растений при недостатке марганца: 10 г/кв. м сернокислого марганца или 2-4 г марганцовки на 10 л воды для обработки по листьям.

Недостаток молибдена

При нехватке молибдена листья у капусты становятся узкими, длинными, как бы извивающимися; у сельдерея стебель растрескивается; наблюдается потеря природной зеленой окраски, цветы опадают, урожай плодов снижается. Подкормка растений при недостатке молибдена: 15 г/кв. м молибдата аммония или по листьям 0,5-2 г на 10 л воды.

Недостаток меди

При достаточном снабжении растений медью их морозоустойчивость повышается. При недостатке меди на торфяных почвах наиболее страдают злаки (овес, ячмень, пшеница) и свекла. Дефицит меди вызывает бледно-желтую окраску или полосы на листьях, а также курчавость их, зерна часто не образуются. У плодовых иногда отмирает верхушка (суховершинность). Подкормка растений при медном голодании: на кислых почвах вносят 3-5 г/кв. м медного купороса (сульфата меди), на щелочных 10-20 г/кв. м.

Недостаток цинка

Недостаток цинка вызывает у растений различные заболевания, особенно у плодовых и цитрусовых деревьев. Отсутствие его приводит к ослаблению роста, мелколистности, укорочению междоузлий, вызывает розеточность растений. При этом появляются хлоротическая пятнистость и бронзовая окраска листьев. У бобовых культур много бессемянных стручков. Подкормка растений при недостатке цинка: как и в случае нехватки меди, удобрения вносят в зависимости от кислотности почвы. На кислых почвах 0,5-2 г/кв. м, на щелочных 10-20 г/кв. м сульфата цинка. По листьям 2-5 г сульфата цинка на 10 л воды.

Недостаток йода

Йод способствует завязыванию плодов. При недостатке его в почве, растения с красными и желтыми плодами (помидоры, перцы) цветут, но плодов завязывают мало. Подкормка растений при недостатке йода: на 10 л воды 30-40. капель йода (вносят после появления первой цветочной кисти по 0,5 л йодистого раствора на одно растение), подкормку повторяют не раньше, чем через 3 недели. Определяя признаки недостаточности любого элемента питания, нужно учитывать, что некоторые характерные признаки голодания могут быть вызваны болезнями, вредителями, подмерзанием и механическим повреждением растений. Например, при массовом размножении клещей листья приобретают зеленовато-желтый цвет, как при недостатке азота. Светло-зеленый цвет листьев при сильном размножении тлей и недостатке влаги в почве. После подмерзания проводящих тканей на стволе деревьев появляются признаки, напоминающие калийное голодание (краевой ожог листьев>.