Кто отвечает за содержание автомобильных дорог
Правила содержания автомобильных дорог: перечень с описанием и нюансами
Поделиться В статье рассказывается: Если бы в нашей стране не соблюдались правила содержания автомобильных дорог, у водителей начались бы серьёзные проблемы. Снежные завалы, разбитые дороги, покосившиеся знаки, слои пыли и грязи – все это и многое другое вмиг бы испортило впечатление не только о поездке, но и поставило безопасность под угрозу. Давайте рассмотрим, каких правил, требований и нюансов придерживаются дорожные службы, которые руководствуются законодательством страны. Также вы узнаете об особенностях ремонта и содержания дорог как в летний, так и зимний период.
Значение правил содержания автомобильных дорог
Само понятие — содержание автомобильных дорог — включает в себя услуги по обеспечению безопасности дорожного движения, сохранению надлежащего технического состояния автополотна и его регулярной экспертной оценке. Значение правил содержания автомобильных дорог Разработан определенный свод правил содержания автомобильных дорог, согласно которому проводят мероприятия по поддержке их удовлетворительного состояния независимо от этапа жизненного цикла (проектирование, этап строительства, реконструкции, кап. ремонта, эксплуатации). Все рекомендации по созданию проектов производственных работ (оказания услуг), а также по содержанию объектов указаны в правилах. Правилами предусмотрен комплексный подход к решению, как организационных вопросов, так и выполнению строительных работ (оказанию услуг), определению нормативно-технических предпосылок по обоснованию цены на содержание объекта, повышению эффективности освоения материалов и денежных средств ради поддержания дорог в должном эксплуатационном состоянии на любом из этапов жизненного цикла объекта.
Кто отвечает за ремонт и содержание автомобильных дорог
Кто отвечает за ремонт и содержание автомобильных дорог Автомобильные дороги находятся не только в федеральной собственности, но и в муниципальной, в собственности субъектов РФ или даже физических лиц. Рассмотрим подробнее: Дорога считается федеральной собственностью, если включена в перечень автодорог общего пользования, имеет федеральное значение. Также дорога может быть включена в перечень автодорог необщего пользования, но тоже федерального значения. Статус дорог назначается Правительством РФ, уполномоченными органами исполнительной власти. Дороги, включенные в перечень общего или необщего пользования регионального или муниципального значения, относятся к собственности субъекта РФ и утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Автодороги общего и необщего пользования, находящиеся на территории населенных пунктов, относятся к собственности поселения. Исключения — дороги федерального, регионального или межмуниципального значения, частные автодороги. Автомобильные дороги общего и необщего пользования, расположенные на территории городов, относятся к собственности городского округа. Исключения — дороги федерального, регионального или межмуниципального значения, а также частные автодороги. Автодороги общего и необщего пользования относятся к собственности муниципалитета, если расположены в границах муниципальных районов. Исключения — автодороги, имеющие статус федеральной, региональной или муниципальной собственности, частные автодороги, дорог местного значения поселений. Автодороги общего и необщего пользования относятся к собственности юридических или физических лиц, если были построены за счет собственных средств физических или юридических лиц, на земельных участках, полученных застройщиками в соответствии с земельным законодательством. Автодороги, переданные в собственность таких лиц по законодательству РФ, также являются их собственностью.
Нормативно-правовое регулирование вопроса содержания автомобильных дорог осуществляется подведомственным Минтрансу РФ органом — Росавтодор. К функциям Росавтодора относятся обязанности по организации дорожной деятельности, в пределах своих полномочий, и контроль по целевому использованию автодорог. Вид дороги Орган, ответственный за его содержание Дороги, находящиеся в собственности Российской Федерации Органы государственной власти Российской Федерации Дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации Органы государственной власти субъектов Российской Федерации Дороги, находящиеся в собственности поселения, городского округа и муниципального района Органы местного самоуправления
Основные работы по содержанию автомобильных дорог
Содержание дорог — это в первую очередь уход и поддержание чистоты. Правила содержания автомобильных дорог общего и необщего пользования подразумевают такие виды работ, как удаление пыли, грязи, снега и гололедицы с проезжей части. Для этой цели задействуют специальную технику: снегоочистители, кюветоочистители, пескоразбрасыватели, поливо-моечные, подметально-уборочные и дорожные щетки. Основные работы по содержанию автомобильных дорог На часть дорожного транспорта, предназначенного для поддержания должного состояния дороги, навешивают специальное оборудование (щетки, откосники, косилки). Нормальное техническое состояние дорожного полотна зависит от содержания и ремонтных работ. Это в первую очередь профилактика разрушений и повреждений. Содержание автодороги включает в себя следующие виды работ: 1. По полосе отвода, земляному полотну и водоотводу: работы по поддержанию чистоты и порядка на полосах отвода, разделительных полосах, сбор мусора и других предметов, планировка; устранение лишней растительности с применением химических препаратов, регулярная вырубка кустарников и уборка остатков, сезонное скашивание травы. поддержание чистоты и порядка на обочинах — профилактика засора водоотводов, очищение и профилирование водоотводных канав и кюветов, устранение поврежденных укреплений; регулярная очистка и починка ливневой канализации. устранение повреждений откосов насыпей и выемок, их планировка (при необходимости с добавлением свежего грунта); работы по укреплению и уплотнению обочин, подсыпка, срезка; профилактика повреждения и устранения дефектов на укрепленных обочинах. своевременное устранение выездов и съездов в местах для этого не предназначенных, организация и профилирование тракторных путей; ряд работ по проведению мероприятий, направленных на охрану окружающей среды. Содержание автомобильных дорог 2. По дорожным одеждам: удаление с дорожного полотна грязи, пыли, мусора и лишних предметов, устранение скользкости, связанной с выпотеванием битума, поддержание дорожного покрытия в соответствии с техническими правилами содержания автомобильных дорог. восстановление дорожного покрытия (заделка трещин и выбоин, выравнивание просадок и т. д.), выравнивание бордюров (кромок) на любом виде покрытий, восстановление деформационных швов и их восстановление в цементобетонных покрытиях. выполнение ремонтных работ, устранение сколов, трещин на покрытиях из цементобетонных плит, полная или частичная замена плит, выравнивание, подъем или опущение отдельных плит; профилактика цементобетонных покрытий от разрушений. нанесение защитных эмульсионно-минеральных смесей на участках шелушения, покрытие краской асфальтобетонного и цементобетонного полотен; устранение колейности глубиной до 30 мм, укладка эмульсионно-минеральной смеси, обработка поверхности дорожного полотна по полосам наката шириной до 0,8 м. частичная срезка образовавшихся гребней или фрезерование неровностей по колеям, заполнение образовавшейся колеи щебёнчатой или асфальтобетонной смесью, нанесение защитного слоя из эмульсионно-минеральной смеси по всей ширине дороги; профилактика образования сетки трещин методом нанесения изолирующего слоя мелкозернистой поверхности и обработки локальными картами. снятие изношенной асфальтобетонной поверхности и укладка новой на отдельных участках дорог (до 20 метров). корректировка профиля щебенчатых или гравийных дорог, подсыпка щебня и гравия там, где это необходимо; восстановление профиля грунтовых дорог, улучшение состояния проезжей части, подсыпка щебнем, гравием или шлаком с расходом до 100 м3 на 1 км; снятие лишней пыли с поверхности. поддержание в должном состоянии дорог с пучинистыми и слабыми грунтами. 3. По обустройству дорог, организации и обеспечению безопасности движения: поддержание в должном состоянии дорожных знаков, удаление поврежденных, установка новых и недостающих. нанесение вертикальной и горизонтальной разметки. профилактика износа дорожных ограждений и направляющих устройств, установка недостающих, ремонт и замена поврежденных или устаревших ограждений. поддержание чистоты и должного состояния автобусных остановок, пешеходных переходов, мест отдыха и шумозащитных ограждений, восстановление поврежденных или недостающих элементов.
Правила и нюансы содержания автомобильных дорог в летний период
Летом содержание автомобильных дорог предполагает очистку резервов, откосов и обочин от мусора и посторонних предметов, профилировку и утюжку летних и тракторных путей, организацию грунтовых объездов в местах проведения производственных и ремонтных работ, профилактику разрушений и повреждений укрепительных и защитных сооружений. Работы в летний период сводятся к: планировке неукрепленных обочин, заделке отдельных повреждений укрепительных слоев, планировке части неукрепленных мест, восстановлению разрушенных мест укрепленных откосов; очистке отдельных участков лотков, водоотводных канав, водотоков с обязательным обеспечением продольного уклона минимум 5 %, восстановление незначительных повреждений дренажных устройств и т. д. вырубке кустарника, сбору и утилизации остатков, скашиванию травы. Важно провести скашивание сорной травы заранее, до наступления периода цветения. Это необходимо для профилактики засорения смежных полей землепользователей. Желательно засеять такие участки культурными растениями. Использование химических препаратов (гербицидов) в борьбе с сорной травой должно быть согласовано с районным отделением санэпидемстанции.
Правила содержания автомобильных дорог местного значения предусматривают еще одну важную часть летних работ — обеспыливание. Образование пыли связано с износом поверхности покрытия при эксплуатации дороги, а также из-за воздействия климатических условий. Кроме того, дорога загрязняется автомобилями, выезжающими с грунтовых или неукрепленных дорог на проезжую часть. Есть несколько способов борьбы с пылью на дорожных покрытиях (гравийных, щебенчатых, грунтовых, улучшенных и т. д.). В первую очередь необходимо обработать поверхность обеспыливающими материалами, которые обеспечивают снижение износа, сохранность первоначальной ровности, снижение загрязненности, улучшение условий движения автотранспорта и санитарно-гигиенического состояния населенных пунктов, прилегающих к проезжей части. Неукрепленные обочины в летнее время обеспыливают теми же способами, как и покрытия (актуально в населенных пунктах, вблизи автобусных остановок и т. д).
Правила содержания автомобильных дорог в зимний период
Зимний период начинается с момента понижения температуры воздуха до нуля и ее переходу к отрицательной осенью, до момента перехода от отрицательных показателей температуры к положительным. Правила содержания автомобильных дорог в зимний период Правила зимнего содержания автомобильных дорог предполагают ряд процедур: очищение дорог от снега; уборка от снежных заносов; защита от лавин; борьба с наледью; устранение зимней скользкости. В зимний период организация движения и эксплуатации дорог проходит очень сложно. Длительность этого периода зависит от региона и проходит по-разному. В южных регионах – от 20 суток и до 260 суток – в северных широтах страны. Для зимнего периода характерно образование наледи на покрытии и снежного слоя, из-за чего резко меняется сцепление автомобиля с дорожным полотном. Служба эксплуатации в зимнее время обязана поддерживать высокий уровень содержания дорог, показателем чего являются: ширина ровной дорожной поверхности, чистой от снега и льда; толщина рыхлого, снежного налета на поверхности покрытия, скопившаяся с начала снегопада или метели и до момента очистки, а также в интервалах между проходами снегоуборочных машин; толщина уплотненного снежного слоя (наката) на проезжей части и на обочинах; устранение гололедицы, сроки очистки проезжей части от снега. Правила содержания автомобильных дорог в зимний период Важно таким образом организовать мероприятия по содержанию дорог в зимний период, чтобы обеспечить лучшие условия для передвижения автотранспорта по проезжей части и максимально оптимизировать расходы по зимнему содержанию. Ради выполнения этой задачи в зимнее содержание дорог включены следующие обязательные мероприятия: профилактика образования снежных и ледяных отложений на поверхности дорожного покрытия; сюда относятся меры по снижению снегозависимости дорог, обработке покрытий противогололедными химическими реактивами. защита дорог от доступа снега и льда от прилегающих местностей; организация защиты от метелевого переноса, снежных лавин, наледи. Основной критерий качества снегозащиты — отсутствие отложений метелевого снега на дорогах. При положительном результате машины патрульной снегоочистки удаляют лишь тот снег, который падает при «ливневом» снегопаде. борьба с образовавшимися снежными и ледяными отложениями (очищение от снега и льда). Обработка поверхности дорожного покрытия материалами ради обеспечения высокого коэффициента сцепления шин автомобиля с дорогой (мероприятия, направленные на снижение воздействия отложений снега и льда на ход движения автомобилей). Рассмотрим допустимые уровни и требования к поддержанию состояния дорог в зимний период. Абсолютно все дороги по уровню зимнего содержания принято делить на группы: А — дороги с чистой на всю ширину поверхностью. Б — дороги с чистой на всю ширину проезжей частью. В — дороги с чистой серединой проезжей части. Г — дороги с уплотненным снегом на проезжей части. Необходимо регулярно проводить технико-экономические расчеты с учетом оснащенности дорожно-эксплуатационной службы транспортом и оборудованием для зимнего содержания дорог. На этой основе устанавливаются директивные требования к показателям уровня зимнего содержания каждой из дорог. Правила содержания автомобильных дорог в зимний период Основной критерий классификации участков дорог по снегозаносимости – соотношение общего объема снега, отложившегося на поверхности дороги, к общему объему снега, принесенного метелями к дорожному полотну. Нельзя оценивать снегозаносимость объемами приносимого снега. Снежный занос — это отложившийся, но не приносимый снег. На разных участках дорог, с разным поперечным профилем и характеристикой прилегающей местности, откладывается разное количество снега при одном и том же приносимом снежном объеме.