Интересные факты о дедушке морозе и снегурочке
Дед Мороз и Снегурочка – интересные факты
Дед Мороз давно является символом русской зимы и главным дарителем новогодних подарков. Обычно его сопровождает внучка Снегурочка. С этой парочкой знаком каждый: и маленький, и большой, но действительно ли мы знаем все факты о них? Например, знаете ли вы, когда они отмечают дни рождения или по какому адресу живут?
Семья и место жительства
Внучкой и главной спутницей Дедушки является Снегурочка. Это девчонка в бело-голубой шубке и шапочке, которая помогает разносить подарки. Интересен тот факт, что Снегурочка не обычная – она сделана из снега, поэтому во многих сказках она тает. Примечательно, что ни у одного из зарубежных коллег Деда Мороза нет такого милого компаньона. Есть у сказочного персонажа и жена; тоже не простая смертная, а сама Зима.
Оказывается, по преданию у Деда-мороза и Вьюги-Зимы есть сын – Снеговик. Бог-Снеговик и стал родителем Снегурочки, а ее мать – это Весна Красна. Поэтому-то, девчонка родилась такой красивой и смышленой, но совсем невосприимчивой к теплу.
С 1999 года официальным жилищем семейства Морозов стал домик в городе Великий Устюг в Вологодской области на севере России (примерно в 800 км к северо-востоку от Москвы). Бревенчатый терем Деда Мороза находится в густом таежном лесу у слияния из трех рек. Там герой проводит свободное время, читая письма детей со всей страны. В доме есть комната с подарками, приемная с большой елью по средине, и даже гардеробная с разными нарядами для Дедушки и внучки. Каждый желающий может написать ему о том, какой сюрприз хочет получить на Новый год, и отправить письмо по почте. Либо можно посетить усадьбу лично и положить свое письмо прямо в заветный почтовый ящик, а заодно познакомиться с Дедушкой. Ведь его дом всегда открыт для туристов. Сейчас Дед Мороз стал совсем современным. У него есть мобильный телефон, электронная почта, на которую можно отправлять письма, свой блог и аккаунты в соцсетях. Мало того, Дедушку можно отследить по GPS!
День рождения
День рождения этого героя празднуется в России 18 ноября. Именно в это время на родине Дедушки наступают зимние холода. 18 ноября в Великом Устюге устраиваются гуляния, зажигаются первые огни на елке. Затем Дедушка отправляется в путешествие по городам России, чтобы зажечь остальные елки и поздравить ребят с приближающимся праздником. Между прочим, его резиденции есть по всей РФ, например, в Москве, Петербурге, Крыму. Сколько точно лет Деду Морозу никто не знает. Его прообраз – бог зимы Трескун был известен славянам еще 2 тыс. лет назад. Теперешний добрый старик с мешком подарков появился около 150-ти лет назад.
Дед Мороз в других культурах
Интересно, как звучит имя Деда Мороза в разных странах: белорусы называют его Дзед Мароз, в Сербии – Деда Мраз, в Болгарии – Дядо Мраз, в Словении – Дедек Мраз или Морозко. У башкиров и татаров есть Кыш бабай, у ненцев – Ямал Ири («Дедушка Ямала»), у якутов – Чис Хаан («Мастер холода»). В западной Европе и северной Америке есть свой подобный герой – Санта Клаус, у которого есть несколько поверхностных сходств с нашим персонажем: это старые мужчины с длинной белой бородой, одетые в плотные пальто с белой отделкой, раздающие подарки хорошим маленьким детям (и родителям детей). Учитывая, сколько русских новогодних традиций позаимствовано из западной концепции Рождества, это очевидное сходство не вызывает удивления. Тем не менее у Деда Мороза есть ряд отличительных черт от иностранных коллег: Одежда. Его рубашка и брюки сделаны из льна и обычно украшены белыми орнаментами. Сверху надето еловое пальто длиною по щиколотку. Пальто чаще бывает синим, красным или белым, и тоже вышито серебристыми звездами и вензелями. Пальто Санты всегда красное. Помимо этого, Дед-мороз носит теплую шапку, варежки и широкий пояс. На ногах – высокие сапоги с серебряным орнаментом, но в исключительно холодный день он может одеть валенки! И, наконец, его неотъемлемый атрибут – хрустальный посох, который помогает старику пробираться через глубокий темный лес по сугробам. А еще у русского Деда, в отличие от Санта Клауса, всегда длинная белая борода, а не короткая. Способ передвижения. Дед Мороз гуляет пешком или путешествует на санях, запряженных тремя белыми лошадьми, представляющими 3 месяца зимы. Санта-Клаус путешествует по воздуху на санях, запряженными 12 летающими оленями. У каждого из них есть свое имя. Адрес. Известно, что Санта-Клаус живет на Северном полюсе; где точно – неизвестно, так как каждое государство, граничащее с Северным Ледовитым океаном, претендует на родину народного героя. С другой стороны, Дедушку Мороза очень легко найти: его дом находится в Великом Устюге. Метод проникновения в дом. Русский персонаж входит в дом через парадную дверь, а Санта — через дымоход. Первый приходит под Новый год, а второй – на Рождество. Таким образом, Санта – более религиозный персонаж, а у нас следы религии попытались стереть, хотя осталось немало христианских атрибутов, как например, рождественская елка. Существует даже всемирная Олимпиада Санта Клаусов, на которой соревнуются герои из разных уголков мира. В ее программу включены состязания по скоростному упаковыванию подарочных коробок, подъему по дымоходу камина, а также гонки на оленьих упряжках. В прошлом году такое мероприятие прошло в Швейцарии.
Происхождение героев
Прообразом Деда Мороза считается древнеславянский бог Трескун, известный также под именем Морозко, Морок и Студенец. В это божество верили еще 2 тыс. лет назад. Трескун представлял собой злобного старца, который повелевал холодом. Он замораживал все вокруг, пакостил людям, и даже воровал детей, пряча их в свой мешок. Гостинцев, естественно, бог в нем не носил.
В русском фольклоре Морозко – сильный герой, который заковывает воду своими «железными» морозами. Позже его немного трансформировали и создали персонажа, который добр к трудолюбивым и добросердечным людям, но чрезвычайно суров к подлым и ленивым.
Христианам было не гоже иметь такого героя, поэтому «крещенная Русь» немного изменила его под себя. Образ того новогоднего старика, которого знаем мы, тесно связан с архиепископом Николаем Чудотворцем. Этот мужчина стал известен благодаря своей добродетельности и традиции дарить подарки, за что был приурочен к святым. Жил Николай в 4 веке в провинции Ликия, бывшей греческой колонии. Если говорить об истории появления Снегурочки, то тут тоже нельзя найти концов. Вероятнее всего, основой для ее создания послужила языческая богиня, являвшаяся символом застывших вод. Она тоже одевалась в белые одежды и носила на голове венец, обшитый серебряными нитями и жемчугом. Известно, что во времена Царской России существовала народная сказка о девочке-снеговике, которая ожила. В 1873 году опубликована пьеса В. Одоевского, в которой главной героиней была Снегурочка. В произведении также встречается зимний волшебник Мороз Иванович, который тогда был отцом девчонки. Он был очень могущественный, но в то же время добрый. Это было первое упоминание Деда Мороза в литературе. Позже по пьесе Одоевского поставили спектакль, который имел огромный успех. Так пара Мороз-Снегурочка завоевали популярность среди россиян. Девочки наряжались в Снегурку, ставили инсценировки по сказкам, а позже она стала как бы «со-ведущей» своего старика. В Советское время снежная девочка обрела свой теперешний вид, и начала появляться с Морозом на всех новогодних праздниках.
В Советском союзе
В 1917 году после большевистской революции сказочный персонаж был «под запретом». Его считали своего рода богом детей, что было недопустимо в советское время, когда российские лидеры были категорически против любых проявлений религиозности. В 1928 году старик-волшебник даже был объявлен «союзником священника и кулака». Но после 1935-го года советские власти немного изменили свое отношение, и Дедушка вместе с внучкой вернулись в страну. Веселье, которое он приносил, победило над религиозным происхождением. Новогодние праздники стали достоянием общественности. Очень скоро Дед-мороз обрел свой конечный облик и стал неотъемлемой частью Нового года, пришедшего на смену Рождеству.
12 вопросов о Деде Морозе
На самом деле Дед Мороз — злое славянское божество? Кто придумал Снегурочку? Почему советская власть вернула новогодние ритуалы — вплоть до елок в ГУЛАГе? И наконец, зачем дети встают на табуретку и читают Деду Морозу стишок? Отвечаем на эти и другие вопросы Памяти Елены Душечкиной, автора прекрасной книги «Русская елка. История, мифология, литература».
1. Когда появился Дед Мороз?
Вкратце. На самом деле их было несколько, и все они появились в разное время. Дореволюционная рождественская открытка Каталог старинных новогодних и рождественских открыток из коллекции Леонида Милеева На вопрос, когда появился Дед Мороз, ответить невозможно просто потому, что Дедов Морозов — и совершенно разных — было несколько. Неудивительно, что вокруг его биографии возникает столько споров и мифов. В середине XIX века в русской литературе появляется придуманный, якобы мифологический персонаж Мороз Иванович, хозяин зимнего времени, который испытывает детей и дает им сложные поручения. Он еще не имел отношения к празднованию Рождества или Нового года, зато его образ активно использовали литераторы, стремившиеся реконструировать славянскую мифологию (об этом ниже). Во второй половине XIX века в российских городах начинает распространяться немецкий обычай украшать на Рождество елку. Под нее ставили покрытого инеем и сосульками русского мифологического старика Мороза Ивановича, олицетворявшего зиму. Так немецкое Рождество превратилось в русский праздник, а литературный образ стал рождественским украшением. И только в середине 1930-х годов возник тот Дед Мороз, которого мы хорошо знаем сегодня: в 1937 году была проведена первая привычная нам новогодняя елка. В здании московского Дома Союзов к детям, хором звавшим Деда Мороза, явился старик с маленькой девочкой — Снегурочкой. Он раздавал подарки, командовал праздником и стучал посохом.
2. Прообраз современного Деда Мороза создали русские писатели?
Вкратце. Это отчасти так. Обложка сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Москва, 1975 год © Издательство «Детская литература» В 1856 году любитель славянских древностей — его можно было бы назвать фольклористом, но тогда такого слова еще не было — Александр Афанасьев опубликовал первое собрание русских народных сказок, которые он собирал и записывал со слов крестьян, ямщиков, бродячих торговцев. В России такого никогда еще не делали: Афанасьев вдохновлялся примером братьев Гримм, которые точно так же собирали немецкие сказки, а потом издали их отдельной книгой. В сборнике Афанасьева появляется народная сказка о Морозко: это зимний дух, который дает каверзные поручения двум девушкам, встретившимся с ним в зимнем лесу А. Н. Афанасьев. Народные русские сказки. В 3 т. Т. 1. М., 1984. . Но еще раньше, в 1841 году, сказку с таким же сюжетом опубликовал Владимир Одоевский. Причем он явно знал народный текст. Писатель-романтик, вслед за братьями Гримм видящий в сказках подлинный дух народа, не смог пройти мимо такой истории. Убрав жестокость и усилив воспитательные интонации, он написал для детей сказку «Мороз Иванович». И в литературной, и в народной версии добрую девочку, а потом и ее ленивую сводную сестру посылают к Морозу Ивановичу (в фольклоре — Морозко). Но в народной сказке старуха отправляет свою приемную дочь в зимний лес, чтобы избавиться от нее. А в сказке Одоевского добрую девочку никто не собирается убивать, просто с ней случается мелкая неприятность: она роняет ведерко в колодец — няня отправляет ее за пропажей. Романтический Мороз Иванович Одоевского — это покрытый инеем старик, живущий в ледяной избушке на дне холодного колодца. События в сказке происходят летом — надо же ему прятаться! А народный Морозко прыгает с ветки на ветку по замерзшим деревьям в лесу. Оба Мороза испытывают встретившихся на пути девушек. В народном варианте испытание более жестокое: Морозко пытается напугать их холодом и болью. В литературной версии героини получают несложные задания: взбить перину, убрать дом и приготовить еду (ведь этими умениями должна была обладать каждая девочка). Эти задачи, которые дает Мороз Иванович, в смысле стали прообразом известного новогоднего испытания: чтобы получить подарок, нужно встать на табуретку и рассказать стишок Деду Морозу. В итоге народный Морозко дает трудолюбивой девушке богатое приданое (и теперь она может удачно выйти замуж) — предел мечтаний в крестьянской семье. Литературный Мороз Иванович предлагает ей на память «брильянтик — косыночку закалывать» В. Ф. Одоевский. Мороз Иванович // Пестрые сказки. Сказки дедушки Иринея. М., 1993. . Ну и наконец, ленивых девушек тоже ждет разная судьба: Морозко их убивает, а Мороз Иванович всего лишь оставляет без «брильянтика». В 1863 году Николай Некрасов написал поэму «Мороз Красный Нос», сюжет которой прост и печален. У крестьянки Дарьи умирает муж, она его хоронит. Наступает зима. Чтобы спасти своих детей, Дарья отправляется за дровами в лес, где замерзает насмерть. Ее гибель описывается как встреча с воеводой Морозом, образ которого напрямую заимствован из сказки «Морозко». Некрасовский Мороз тоже ходит по деревьям и испытывает героиню, спрашивая: «Тепло ли тебе, молодица?» Н. А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем. В 15 т. Т. 4. Л., 1982. Описание шествия воеводы Мороза по зимнему лесу вошло во все хрестоматии и учебники: Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои. Добрый Мороз Иванович Одоевского и суровый Мороз-воевода Некрасова из литературы XIX века постепенно сливаются в привычный нам образ Деда Мороза.
3. Откуда взялось представление о том, что Дед Мороз — языческое божество?
Вкратце. Его специально распространяли большевики в годы. Антирождественская демонстрация советских детей. 1929 год The Charnel-House Историю о том, что Дед Мороз — это языческое божество, причем злое, намеренно распространяли в конце 1920-х — начале 1930-х годов (в 1934 году Деда Мороза вернул Сталин). В борьбе с церковными суевериями молодое Советское государство пыталось искоренить празднование Рождества и Нового года. Дореволюционные традиции подвергались осмеянию или разоблачению. Дед Мороз был объявлен пережитком языческого прошлого. Говорили, что раньше он был божеством, «духом елки», а славяне приносили ему жертвы и развешивали их на ветвях деревьев. Якобы именно в память об этом елку украшают фигуркой Деда Мороза Н. Амосов. Против рождественской елки. М., 1930. . На самом деле в XVIII–XIX веках русские крестьяне не знали никакого Деда Мороза — даже духа, отвечающего за мороз и холод, у них не было. В сказках XIX века появляется Морозко, который олицетворяет собой зиму, но нельзя сказать, что все персонажи сказок — это божества, которым поклонялись (не существовало же культа Бабы Яги, а в сказках она есть). Зимой русские крестьяне праздновали Святки — время после Рождества, когда, согласно традиционным представлениям, граница между нашим и потусторонним миром становится тоньше, из-за чего разгуливается нечистая сила. В эти дни было принято не только веселиться и играть, но и пугать односельчан: молодые люди переодевались в чертей и ходили по домам. Также в это время гадали и приглашали на праздничное угощение дедов — покойных предков, которые отвечали за благополучие всей семьи. Иногда, предлагая отведать поминальную пищу, к этому предку уважительно обращались — пан Мороз или Мороз Васильевич Л. Н. Виноградова. Мороз // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5 т. Т. 3. М., 2004. . Но тот дух не вручал детям подарки. Наоборот, угощение оставляли ему, а в ответ ждали, например, богатого урожая Подробнее об этом можно почитать здесь. . Тем не менее именно это ожидание встречи с из другого мира роднит традиционные Святки с современным празднованием Нового года.
4. Откуда взялась традиция наряжать новогоднюю елку?
Вкратце. От жителей немецких земель в XVII веке. Мартин Лютер в кругу семьи отмечает Рождество в 1536 году в Виттенберге. Около 1869 года Wikimedia Commons В традиционной культуре многих народов деревья использовались в самых разных ритуалах, а особенно в ритуалах календарных, когда жители деревень отмечали переход от одного времени года к другому. Дерево было полноправным участником этих обрядов: оно подчеркивало связь людей с природой. К примеру, в средневековой Европе — от Дании и до Германии — в мае устраивали праздники: носили по деревне майское дерево Майское дерево — украшенное дерево или высокий столб, который по европейской традиции ежегодно устанавливается на площадях к первому мая, на Троицу или Иванов день. Вокруг дерева обычно устраиваются хороводы и состязания. и плясали вокруг него. Дерево использовалось индоевропейцами и в зимних календарных праздниках, приуроченных к моменту, когда солнечные дни будут становиться длиннее, а значит, начнется новый цикл. Древние кельты очень любили в это время вешать в жилище вечнозеленую омелу, чтобы подчеркнуть повторяемость циклов и вечную жизнь природы. Этот обычай сохраняется в Англии до сих пор, причем если застать под омелой девушку, ее можно безнаказанно поцеловать. Сохранились средневековые легенды, согласно которым у кельтов и германцев в день зимнего солнцестояния дерево покрывалось чудесными цветами, что символизировало начало нового года. В XV веке расцветшее перед 25 декабря дерево начали интерпретировать как знак рождения Христа. Кельтолог Татьяна Михайлова — о духовной культуре «варварского» народа, его языке, религии и переплетении язычества и христианства В 1605 году впервые упоминается украшенная дома ель, под которой дети наизусть читают фрагменты Библии и получают в награду подарки Там же. . Обычай зажигать на елке свечи становится популярен среди немцев во время Реформации, когда набирает силу протестантство и люди изобретают обряды, которые позволяют им почувствовать связь с Богом. По одной легенде, елку, украшенную зажженными свечами, в подарок за правильное поведение оставляет ангел. По другой — ставить елку придумал Мартин Лютер Мартин Лютер (1483–1546) — немецкий христианский богослов, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма — лютеранство. , чтобы напомнить людям о доброте Бога A. Tille. German Christmas and the Christmas-Tree // Folklore. Vol. 3. № 2. 1892. . Этот обычай очень понравился Петру Первому. В 1699 году после путешествия по немецким, английским и голландским землям он велел своим подданным праздновать новолетие Новолетие — православный праздник наступления нового года в богослужебном церковном календаре, который отмечается 1 сентября. 1 января, а не 1 сентября и украшать дома еловыми ветками. После смерти императора новый обычай забыли. Только возле кабаков стояли украшенные елки: так как питейные заведения существовали за счет государственной лицензии на водку, их хозяева старались соблюдать закон. Фраза XIX века «Пойдем к Елкину!» стала означать «Пойдем выпьем!». К середине XIX века традиция ставить в гостиной и украшать ель постепенно завоевала Европу и Америку. В этом принимали участие царствующие особы. Например, в 1840 году королева Виктория вышла замуж за немецкого принца Альберта. Перед Рождеством он решил порадовать жену необычным развлечением — елкой. Англичане сразу бросились подражать королевской семье, и елки появились во всех уголках Британской империи. В 1853 году в Петербурге на Екатерингофском вокзале, где был сад для гуляний, установили первую публичную елку. Смотреть на нее приходили люди всех сословий Е. В. Иванов. Новый год и Рождество в открытках. СПб, 2000. .
5. Как связаны Дед Мороз и Санта-Клаус?
Вкратце. Они что-то вроде сводных братьев. Дореволюционная рождественская открытка goodnewyear. ru Все началось с одного из самых популярных святых христианского мира — Николая Мирликийского, покровителя детей. День святого Николая праздновался 6 декабря и постепенно слился с Рождеством. Именно с ним связан обычай, распространенный во многих скандинавских странах: накануне Дня святого Николая дети писали записки с просьбами ему и оставляли их в каминных трубах или башмаках. Отсюда взялись и носки для подарков. Голландцы, эмигрировавшие в Америку, привезли с собой легенду о святом Николае, который заботится о всех детях. Они называли его Sinterklaas, то есть святой Клаус Клаус — сокращение от Николаус. . Именно в США и Канаде в середине XIX века формируется привычный нам образ Санта-Клауса — толстого веселого старичка с роскошной бородой. А в России в это время постепенно возникает свой новогодний персонаж — Дед Мороз. Конечно, их пути пересекаются: представление о Деде Морозе, который приезжает на санях и тайно оставляет детям подарки, возникает не без влияния Санта-Клауса.
6. Кто такая Снегурочка? Почему она именно внучка, а не дочка Деда Мороза?
Вкратце. Они вообще не родственники. Елка для славянской детворы. Фотография Якова Халипа. 1936–1939 годы © Яков Халип / МАММ / МДФ Александр Афанасьев, который опубликовал сказку о Морозко, хотел восстановить древнюю мифологию славян, поэтому он уделял огромное внимание персонажам, связанным с силами природы. Результатом этого увлечения стал знаменитый труд «Поэтические воззрения славян на природу», который он писал в 1860-е. Найденную им сказку о бездетной паре, которая делает из снега девочку и называет ее Снегуркой, Афанасьев считал осколком предания «о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега» А. Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. Т. 2. М., 2013. . Но Афанасьев был не совсем прав Е. Е. Левкиевская. Мифы русского народа. М., 2000. : никакого культа облачных духов у славян никогда не было, зато трагическая Снегурка очень хотела быть как люди. Весной она пошла прыгать через костер с подружками и растаяла. история искусственной девочки тронула сердца современников. Не одно поколение детей рыдало над историей о Снегурочке — так ласково называли Снегурку. Эта история запомнилась и Александру Островскому, автору «Грозы» и «Бесприданницы». В его пьесе «Снегурочка» 1873 года описан совершенно безответственный родитель Мороз, который вместе со своей супругой Весной зачал дочь Снегурочку. Бога Ярило нарушение естественного закона так разозлило, что он решил убить дочь Весны и Мороза. Гибелью Снегурочки от его лучей и заканчивается пьеса. Николай Римский-Корсаков сделал из этого странного сюжета популярную оперу, после чего Снегурочка («снежная дева», как ее называли некоторые поэты) становится постоянной гостьей в литературных текстах, особенно детских. Тогда же появляется сюжет рассказа, в котором перед Рождеством дети находят в сугробе маленькую снежную девочку, зовут ее в дом и пытаются безуспешно обогреть. Так Снегурочка стала частью рождественской литературы и — так же, как Дед Мороз, — украшением елки. Девочки-снежинки. Кострома, 1936 год © Из личной коллекции Михаила Сорокина Правда, о ее отношениях с Дедом Морозом никто еще не догадывался. Только в 1937 году, на первой советской елке, Дед Мороз и Снегурочка выступили как пара. Советский новогодний ритуал был довольно интерактивным и предполагал постоянное общение с детьми. Снегурочка (девочка школьного возраста) была введена в сценарий в качестве такого посредника: методисты считали, что персонаж-девочка вызовет больше доверия у детей Подробнее об этом можно почитать здесь. . Кроме того, советская культура того времени пропагандировала десексуализацию образов, обращенных к детям. В 1930-е годы педагоги считали, что кукла должна выглядеть как ребенок, а не как буржуазная барышня Е. А. Флерина. Педагогические требования к советской игрушке // За советскую игрушку. № 8. 1936. . Поэтому Снегурочку называли именно внучкой Деда Мороза (видимо, наличие у старика Мороза молодой дочки вызывало вопросы).
7. При советской власти Деда Мороза вообще не было. И елки тоже?
Вкратце. Это правда, но только до 1935 года. Первая разрешенная елка в школе № 1 города Намангана Узбекской ССР. 1936 год © Из архива Ларисы Лисовицкой / Россия в фотографиях В 1920-х годах большевики старались искоренить старые буржуазные праздники, в том числе и Рождество со всеми атрибутами. Однако в 1935 году все резко изменилось. 28 декабря в главной советской газете «Правда» вышла статья известного советского деятеля Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Конечно, это была не его личная инициатива. Сталинское государство нуждалось в новом ритуале, и неудивительно, что на устройство этого праздника тратилось очень много усилий и денег. С 1936-го Новый год снова стали праздновать официально. В 1937 году литератор Нина Покровская, узнав об этом, рассказывает своим детям о новой старой традиции — о елке, о подарках, о Деде Морозе из далекого прошлого, времен бабушек и дедушек:
«А теперь вернулась в нашу жизнь такая милая, такая трогательная традиция, как душистая елочка. Мы рассказали детям, какие елки устраивали для нас наши родители и бабушки и какое жаркое участие принимали в этом мы сами. Клеили золотые и серебряные цепи, делали игрушки, золотили орехи. Под нарядной, освещенной огоньками свечей елкой все члены семьи находили себе подарки. И дети верили, что принес их Дед Мороз» Дневник Нины Покровской. 10 ноября 1937 года. .
8. Зачем советской власти был нужен Дед Мороз?
Вкратце. Чтобы жители СССР почувствовали себя единым народом с едиными традициями. Новогоднее собрание бойцов и командиров 8-й гвардейской стрелковой дивизии им. И. В. Панфилова. Западный фронт, 31 декабря 1941 года © Виктор Кинеловский / РИА «Новости» У любой группы людей, которая осознает себя как сообщество, возникают свои коллективные ритуалы — повторяющиеся действия, которые имеют символическое значение. А еще они вызывают сильные эмоции, и нас объединяют как воспоминание об этих эмоциях, так и желание испытать их снова. Советские руководители очень хорошо понимали практический смысл таких коллективных ритуалов. Новый год и Дед Мороз вернулись к советским людям к 1937 году, когда жизнь в Советской России была уже совершенно не похожа на то, что было двадцать лет назад. Возникли колхозы и фабрики, система ГУЛАГа и «десять лет без права переписки», а в детских садах и школах училось поколение новых советских людей, мало знакомое с Рождеством. Именно для них сталинское Политбюро создало новый ритуал новогодней елки, не единственный из созданных в СССР, но самый успешный. Дети, живущие в разных частях СССР, должны были ощущать себя единым советским народом. Новый праздник давал им возможность испытывать одни и те же радостные эмоции — вне зависимости от того, где в этот момент были их родители. Именно об этом вновь и вновь напоминалось в методичке для организаторов советских елок в сталинское время:
«Особое внимание должно быть уделено подготовке и проведению новогодних елок, на которых миллионы детских голосов сольются в единой песне со взрослыми, песне нашей силы и мощи, песне победы, песне, славящей великого вождя народов товарища Сталина» Новогодние елки. В помощь пионервожатому. Новосибирск, 1945. .
Именно поэтому начиная с 1937 года советским учреждениям предписывали в обязательном порядке устраивать елки с Дедом Морозом. Они проводились везде и всегда, даже во время войны. Вот как одна из воспитательниц описывала детсадовскую елку в Ленинграде 4 января 1942 года, когда город был уже в окружении, еды и сил катастрофически не хватало, наступил голод:
«Коллектив начал готовиться к празднику новогодней елки. С детьми решили ничего не готовить, так как они были очень слабы. Елка была нарядная, но дети были как старички, сидели и только смотрели, на личиках была утомленность, морщины придавали личику старческий вид. Танцевать не хотели и только сидели. Я следила за выражением лиц детей, и их лица ничего не говорили, несмотря на то что действующие лица на сцене были красиво одеты — Дед Мороз, зайчик, волк, медведь и др., — лица детей представляли сухость, безразличие — словом, ни на что не реагировали. Жутко было смотреть на них, им больше хотелось полежать под теплым одеяльцем».
Дед Мороз приходил даже туда, где детей вообще не было — в лагеря. Пробывшая много лет в ГУЛАГе Тамара Милютина вспоминает, как в 1946 году в их лагере для инвалидов в Кемеровской области праздновали Новый год. Зрителями были и заключенные, и лагерное начальство, костюмы шили зэчки, а один из зэков был Дедом Морозом:
«Зал — если так можно назвать барак со скамейками — был набит начальством и заключенными. Конферанс вел Лёвенберг, одетый Дедом Морозом. Он взошел на сцену, легко неся на плече мешок, и вытряхнул из него Новый год — девочку‑малолетку Скорее всего, имеется в виду заключенная, которая получила срок, будучи несовершеннолетней, а потом была переведена во взрослый лагерь. , затянутую в трико и имевшую на спинке и груди блестящие цифры: „1946“. Костюм этот мастерил персонал женского стационара» Т. П. Милютина. Люди моей жизни. Тарту, 1997. .
9. Чем советский ритуал отличался от дореволюционного?
Вкратце. Как раз Дедом Морозом, а также сценарием праздника. Никита Хрущев на детском новогоднем празднике в Большом Кремлевском дворце. 1955–1959 годы © МАММ / МДФ В дореволюционном ритуале не хватало главного — живого Деда Мороза. Была нарядная игрушка, были сказка Одоевского, поэма Некрасова, пьеса Островского, опера Римского-Корсакова, где Дед Мороз был полноценным персонажем, было родительское объяснение «подаркогенеза» — было все, кроме сценария, где актер, переодетый в Деда Мороза, приходил к каждому ребенку. После решения вернуть елку советским детям (а на самом деле создать новый ритуал) начали активно разрабатывать сценарий праздника. В том же году начали проводить небольшие пробные праздники. На одном из них — в детском саду — показали нового персонажа, Деда Мороза, и дети слегка удивились, приняв его за «дедушку из колхоза» (видимо, за счет тулупа, шапки, длинной бороды и, может быть, посоха) Цит. по: С. Б. Адоньева. Дух народа и другие духи. СПб., 2009. . Из этой истории мы понимаем, что Дед Мороз как персонаж до 1936 года никому знаком не был, поэтому методисты советовали знакомить с ним детей аккуратно. В 1936 году на роль дарителей подарков пробуются самые разные персонажи: и снежная баба, и Петрушка, и зайчик, но им всем было далеко до Деда Мороза. Разработчики ритуала писали:
«Наибольший восторг был вызван въездом Деда Мороза.
По эмоциональности своей весь праздник не имел ничего более яркого» И. Иохельсон. Праздник елки в школе // Елка. Сборник статей и материалов. М. 1937. .
Финальный вариант новогоднего сценария 1937 года разыгрывал сказку — нечто среднее между «Морозом Ивановичем» и «Морозко». Он включал призывание Деда Мороза к детям или его поиски, а также совместное решение трудных задач. Снегурочка выполняла роль помощницы Деда Мороза. После войны детей сотрудников регулярно приглашали на елки с Дедами Морозами в учреждения, а профкомы стали направлять Дедов Морозов по домам (а еще Дедами Морозами подрабатывали студенты). Приход Деда Мороза «с маминой работы» стал важной частью семейного праздника. Ему надо быть спеть песенку и рассказать стишок, а взрослые могли выпить с ним на кухне. Постепенно организацией детского праздника с участием Деда Мороза стали заниматься уже не только и не столько профсоюзы, сколько сами родители. Например, в 1970–80-е годы две семьи часто договаривались, и один папа шел изображать Деда Мороза к своим друзьям, чтобы их дети его не узнали.
10. У Деда Мороза красная шуба? Ой, нет, белая… Запутались!
Вкратце. Раньше была белая, а теперь все чаще красная, как у Санта-Клауса. Советская новогодняя открытка. 1960-е годы © Краеведческий музей города Рубцовска Алтайского края На внешний облик Деда Мороза повлияла уже упомянутая опера Римского-Корсакова «Снегурочка», костюмы которой создавались в псевдорусском стиле. Поэтому игрушечный Дед Мороз на рубеже XIX–XX веков изображался либо как боярин — в шубе, либо как крестьянин — в простом тулупе. Но его костюм всегда был белым: он же отвечает за зиму! Первые упоминания красной шубы встречаются в текстах периода Второй мировой войны. К примеру, автор дневника 1942 года удивляется красной шубе и думает, что это намек на Красную армию: «У дверей в залу стоял Дед Мороз. он в красном в этом году, точно символ». Чем ближе к нашему времени, тем чаще Дед Мороз появляется в красном костюме. Это напрямую связано с тем, как изображали его кузена — Санта-Клауса. Впрочем, Санта-Клаус носил яркую одежду еще с XIX века (и нет, это совершенно не связано, как многие думают, с рекламой кока-колы).
11. Зачем Дед Мороз спрашивает, хорошо ли ребенок себя вел в уходящем году? И почему надо вставать на табуретку и читать ему стишок?
Вкратце. Так ребенок должен был проявить себя как достойный член советского общества. Новый год в московском детском саду № 73. 1979 год © Из архива Натальи Хелин / Россия в фотографиях Дарообмен — вещь очень древняя. До недавнего времени в рождественскую ночь кубинские дети прятали под кроватью три стакана воды. Эта вода предназначалась лошадям, на которых ездят волхвы. На Кубе считается, что в рождественскую ночь они обходят землю и оставляют подарки. Напоить лошадь путника — это первый закон гостеприимства и способ задобрить сверхъестественного гостя, сделав ответный дар. Так между ребенком и владельцем подарка возникает дарообмен. В XIX веке голландские и скандинавские дети в обмен на будущие подарки оставляли у камина еду, но не волхвам, а святому Николаю. Советский ритуал общения с Дедом Морозом сохранил в себе следы традиционного дарообмена. Крестьянки Русского Севера в XIX веке (а некоторые и до сих пор) наливали молоко в блюдце домовому, а не кошке: кошка прокормится сама, а с домовым надо поддерживать отношения дарообмена, иначе он не будет присматривать за домом и скотиной. Пастухи, у которых ушла в лес корова, клали на опушке кусок хлеба с солью — для лешего, чтобы он вернул скотину хозяину. Некоторые мои собеседники рассказывают, что их родители или бабушки и дедушки тоже рекомендовали оставлять под елкой вкусное в ответ (а иногда морковку — может быть, для оленя Дедушки Мороза, как воду на Кубе для коня волхва). Моя коллега из Иркутска рассказывала, что ее бабушка на старый Новый год (13 января) всегда оставляла хлеб и соль под елкой, потому что Деда Мороза надо угостить. А еще бабушка считала, что в эти дни надо поделиться едой с обездоленным. Конечно, Дед Мороз — не крестьянский леший, но ощущение, что ответный дар — это правильно, на Новый год оживает, хоть все и осознают, что дедушки в шубе и с посохом не существует. Но есть в общении с Дедом Морозом и следы специфически советского дарообмена. Подразумевалось, что ответным подарком герою из другого мира станет не вкусное угощение, а послушание или проявление умения: например, встать на табуретку и прочитать стихотворение. Это дарообмен гражданский: ребенок должен проявить качества члена общества. Недаром в методичках 1940-х годов сообщалось, что ребенок в ответ на просьбу Деда Мороза должен не только проявить культурные навыки, но и рассказать о борьбе рабочих в других странах.
12. Почему подарки детям дарит именно Дед Мороз, а не родители?
Вкратце. Потому что Советское государство присвоило себе организацию семейного праздника. Семейный новый год. 1935–1939 годы © МАММ / МДФ В XIX веке впервые появилось понятие детства как особенного состояния. Рождество и Новый год начали восприниматься как праздники для детей и для воспитания детей, и, соответственно, традиция дарить им подарки начинает стремительно распространяться (особенно в протестантских странах). Тогда же становится принято говорить, что под елку их приносит именно Санта-Клаус. В Российской империи начала XX века эту роль стал выполнять воображаемый Дед Мороз: тогда он еще не участвовал в специальной праздничной постановке, но появление в доме красивой елки и подарков под ней уже объясняли его приходом. В 1910-х годах представление о том, что новогодние подарки под елкой (да и саму елку) приносит детям Дед Мороз, стало повсеместным. Иногда родители имитировали приход Деда Мороза: этот семейный ритуал сохранился и десятилетия спустя Во второй половине 1940-х годов в новогоднюю ночь мой прадедушка Коля приходил к дому, стучал в дальнюю дверь и басом спрашивал, дома ли девочка Наточка (его дочь). И пока она бежала к двери, убегал, оставив подарок.
Примечание автора. . Образ Деда Мороза — дарителя был настолько популярен, что в 1935 году даже появился анекдот, объясняющий на примере новогодних подарков разницу между типами характера:
«В рождественскую ночь мальчику-пессимисту положили в башмачок подарки: ружье, трубу и заводной автомобиль. А мальчику-оптимисту — горстку лошадиного помета… Решили испытать: будет ли он оптимистом? Утром спрашивают:
— Ну как, дети, что вам ночью подарил Дед Мороз?
В ответ мальчик-пессимист, скорчив плаксивую рожу, прослюнявил:
— Ну, что это за подарки! Ружье не стреляет, труба не трубит, автомобиль сразу поломался!
— А тебе что подарили? — спросили мальчика-оптимиста.
Радостно блестя глазами, тот ответил:
— А мне живую лошадь подарили, да вот, понимаете, она удрала!» Дневник Алексея Кириллова. 1935 год.
С 1937 года Дед Мороз не просто оставляет подарки и исчезает, а лично вручает их советским детям на елках, устроенных советскими учреждениями. Советское государство всячески стремилось контролировать родителей: по сути, оно присвоило себе функцию организатора семейного праздника, а Дед Мороз в некотором роде заменил собой родителей-дарителей. Адоньева С. Б. Дух народа и другие духи. Мифология и повседневность. Вып. 2. Материалы научной конференции: 24–26 февраля 1999 года. СПб., 1999.