Назовите главную часть почвы перегной песок глина

Назовите главную часть почвы перегной песок глина

Урок окружающий мир на тему «Что такое почва?»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах. 3 класс Окружающий мир Что такое почва? Цель: сформировать понятие «почва» как верхний плодородный слой земли; выявить в ходе опытов состав почвы; обобщить знания о связях почвы с растениями; обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; характеризовать процессы образования и разрушения почвы, обобщить Предметные результаты: Знать, что такое почва; называть: состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животных почвы, образование и разрушение почвы, правила охрана почвы, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, анализировать схему связей почвы и растения, взаимосвязи живого и неживого в почве. Оборудование. Стеклянные стаканы, почва, спиртовка, держатель, блюдце, стекло, вода, палочки, бумажные салфетки, лупа, вода. Мотивация и целеполагание. Отгадайте загадку: « Бьют меня ногами, режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять». (Земля) Что Вы представляете, когда слышите слово «Земля» (планета, часть суши, страна и т. д.) Давайте прочитаем пословицы: «Земля кормит людей, как мать детей». « Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку вся земля». «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом согревает». Какое научное название есть у земли? (Почва). Тема нашего урока – что такое почва? Давайте запишем какие задачи мы поставим с вами сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать о почве? Что такое почва Из чего состоит почва Кто обитает в почве Какие свойства есть у почвы Как появляется почва Нужно ли охранять почву Актуализация знаний и умений. Кто знает, что такое почва? Какое значение она имеет для растений, животных, человека? Какие животные живут в почве? Давайте прочитаем определение в учебнике на странице 64. Почва – это верхний плодородный слой земли. Плодородие – главное свойство почвы. А что такое плодородие? Плодородие – это способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Бывает она плодородной,
Бывает и бедной порой.
Чтоб год новый не был голодным,
Такой, знаешь, нужен настрой —
Она раз кормилица наша,
За ней очень важно следить,
Питание лучшее самое
Конечно, ко сроку вносить. Мы можем предположить, что если почва плодородная, то в ней должны быть: элементы питания, вода и воздух. А чтобы это проверить давайте побудем с вами лаборантами в секретной лаборатории. Помним о правилах техники безопасности в нашей секретной лаборатории. Освоение нового содержания и его применение. Проводятся опыты по парам на выявление состава почвы. Возьмите в руки лупу и рассмотрите почву, насыпанную на тарелочке. Подчеркните правильные высказывания: почва это верхний, нижний, темный, светлый, рыхлый, плотный слой земли. Возьмите пустой стакан и до половины налейте в него воды. Бросьте кусочек почвы в стакан с водой? Что мы наблюдаем? Сделайте вывод есть ли в почве воздух. Результат запишите в схему. Возьмите сухую салфетку. Насыпьте в нее почву. Заверните салфетку и сожмите ее в руке. Разверните салфетку и отряхните почву. Что мы наблюдаем? Сделайте вывод есть ли в почве вода. Запиши результат в схему. Затем учитель проводит демонстрационные опыты: Почва помещается в пробирку и держится держателем. Снизу нагревается спиртовкой. Стенки пробирки запотевают – обращаем на это внимание детей – вода испаряется из почвы. При дальнейшем нагревании появляется дым и неприятный запах – это горит перегной из остатков растений и животных. Перегной придает почве темный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Какой вывод можно сделать? Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Запиши результат в схему. Выдается новая инструкционная карта детям. Инструкционная карта 2. Насыпьте прокаленную почву в стакан с водой и размешайте. Возьмите лупу и рассмотрите осадок на дне стакана. Что мы наблюдаем? Есть в почве песок, глина? Запиши результат в схему. Затем учитель размешивает почву с водой в стакане. Проливает полученный раствор через фильтр. Наносит несколько капелек профильтрованной воды на стекло. Держит стекло над огнем. Вода испаряется, а на стекле остаются белые пятна. Выдвигаем гипотезы что это? Это минеральные соли, которые растворяются в воде. Запиши результат в схему. Схема состав почвы. Почва: — воздух, — вода, — перегной, — песок, — глина, — минеральные соли. В почве есть особые микробы, без них почва давно бы истощилась и на ней ничего бы не росло. Микробы – санитары, быстро нас избавляют от останков погибших растений и животных. Гнилостные бактерии образуют в почве лучшее удобрение, благодаря которому растут растения. Мы выдвинули гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Доказали это с помощью опытов. Вот и подошли к концу наши опыты. Сделайте вывод какую роль играет почва в нашей жизни? Благодаря почве существует всё живое на Земле (есть растения, значит, есть насекомые и животные, есть насекомые, значит, есть птицы и рыбы, и земноводные, есть растения и животные, значит, жив человек). Разделимся на три группы (по рядам): 1 группа – потребители (вопрос – какое значение почва имеет для живых организмов. Образование почвы.), 2 группа – эксперты (вопрос – от чего разрушаются почвы), 3 группа – юные хранители природы (вопрос – что нужно делать для охраны почв). Общаются в группах и отвечают с помощью схем. hello_html_m4d77898a.jpg Получается круговорот веществ. Вот почему учёный В. В.Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет. Почва образуется в природе очень медленно: за 250 – 300 лет – 1 см; за 5 – 6 тыс. лет – 20 см. Нельзя допускать разрушения, уничтожения почв. Отчего же разрушается почва? hello_html_m1d8f8b63.jpg Почва нуждается в бережном отношении, так как она легко разрушается, смывается водой и сдувается ветром. Что же нужно делать для защиты почвы от разрушения? hello_html_13f64c21.jpg Правильно обрабатывая почву, высаживая лесозащитные полосы, засыпая промоины, проводя другие работы, человек может спасти почву, сохранить её плодородие. В охране почвы большую помощь можете оказать и вы. Её необходимо,
Конечно, сохранять.
Рыхлить, кормить системно,
Следить, не засорять. Культуры посевные
По графику менять.
И важно – удобрения
Ко сроку запасать. Тогда растения будут,
Цвести, расти, блистать,
И урожай хороший,
Удастся всем собирать. Закрепление материала. Учащиеся должны выписать те буквы пунктов, после которых написан правильный ответ. 1. Какая главная часть почвы? а) воздух
С) перегной
Я) глины 2. Что используют растения для питания? б) перегонной
Т) микробы
В) соли 3. Как называется наука, которая изучает живую природу? к) ботаника
О) биология
Е) зоология 4. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? и) песок
Й) перегной
Д) глина 5. К какой природе можно отнести почву? ж) к живой природе
Н) к неживой природе
С) неживая и живая в почве соединяются 6. Слой земли, на котором растут растения т) почва
З)песок
М) глина 7. Вещество, повышающее плодородие почвы ф) воздух
В) перегной
Щ) соли 8. Одна из составных частей почвы? х) камень
О) песок
П) гранит Вывод: Что такое почва? Какое слово у вас получилось? СВОЙСТВО Назовите основное свойство почвы. ПЛОДОРОДИЕ. Рефлексия Д/з Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012

Курс повышения квалификации

Использование современных информационных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Сейчас обучается 52 человека из 29 регионов

«Цифровые трансформации и инновационные компетенции: как успевать бежать в два раза быстрее?»

Краткое описание документа:

Что такое почва? Цель: Сформировать понятие «почва» как верхний плодородный слой земли; выявить в ходе опытов состав почвы; обобщить знания о связях почвы с растениями; обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; характеризовать процессы образования и разрушения почвы, обобщить Предметные результаты: Знать, что такое почва; называть: состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животных почвы, образование и разрушение почвы, правила охрана почвы, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, анализировать схему связей почвы и растения, взаимосвязи живого и неживого в почве. Оборудование. Стеклянные стаканы, почва, спиртовка, держатель, блюдце, стекло, вода, палочки, бумажные салфетки, лупа, вода. Мотивация и целеполагание. Отгадайте загадку: «Бьют меня ногами, режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять». (Земля) Что Вы представляете, когда слышите слово «Земля» (планета, часть суши, страна и т. д.) Давайте прочитаем пословицы: «Земля кормит людей, как мать детей». «Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку вся земля». «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом согревает». Какое научное название есть у земли? (Почва). Тема нашего урока – что такое почва? Давайте запишем какие задачи мы поставим с вами сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать о почве? Что такое почва Из чего состоит почва Кто обитает в почве Какие свойства есть у почвы Как появляется почва Нужно ли охранять почву Актуализация знаний и умений. Кто знает, что такое почва? Какое значение она имеет для растений, животных, человека? Какие животные живут в почве? Давайте прочитаем определение в учебнике на странице 64. Почва – это верхний плодородный слой земли. Плодородие – главное свойство почвы. А что такое плодородие? Плодородие – это способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Бывает она плодородной,
Бывает и бедной порой.
Чтоб год новый не был голодным,
Такой, знаешь, нужен настрой —
Она раз кормилица наша,
За ней очень важно следить,
Питание лучшее самое
Конечно, ко сроку вносить. Мы можем предположить, что если почва плодородная, то в ней должны быть: элементы питания, вода и воздух. А чтобы это проверить давайте побудем с вами лаборантами в секретной лаборатории. Помним о правилах техники безопасности в нашей секретной лаборатории. Освоение нового содержания и его применение. Проводятся опыты по парам на выявление состава почвы. Возьмите в руки лупу и рассмотрите почву, насыпанную на тарелочке. 2.Подчеркните правильные высказывания: почва это верхний, нижний, темный, светлый, рыхлый, плотный слой земли. 3.Возьмите пустой стакан и до половины налейте в него воды. 4.Бросьте кусочек почвы в стакан с водой? 5.Что мы наблюдаем? Сделайте вывод есть ли в почве воздух. Результат запишите в схему. 6.Возьмите сухую салфетку. 7.Насыпьте в нее почву. 8.Заверните салфетку и сожмите ее в руке. 9.Разверните салфетку и отряхните почву. 10.Что мы наблюдаем? Сделайте вывод есть ли в почве вода. Запиши результат в схему. Затем учитель проводит демонстрационные опыты: Почва помещается в пробирку и держится держателем. Снизу нагревается спиртовкой. Стенки пробирки запотевают – обращаем на это внимание детей – вода испаряется из почвы. При дальнейшем нагревании появляется дым и неприятный запах – это горит перегной из остатков растений и животных. Перегной придает почве темный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Какой вывод можно сделать? Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Запиши результат в схему. Выдается новая инструкционная карта детям. Инструкционная карта 2. Насыпьте прокаленную почву в стакан с водой и размешайте. Возьмите лупу и рассмотрите осадок на дне стакана. Что мы наблюдаем? Есть в почве песок, глина? Запиши результат в схему. Затем учитель размешивает почву с водой в стакане. Проливает полученный раствор через фильтр. Наносит несколько капелек профильтрованной воды на стекло. Держит стекло над огнем. Вода испаряется, а на стекле остаются белые пятна. Выдвигаем гипотезы что это? Это минеральные соли, которые растворяются в воде. Запиши результат в схему. Схема состав почвы. Почва: — воздух, — вода, — перегной, — песок, — глина, — минеральные соли. В почве есть особые микробы, без них почва давно бы истощилась и на ней ничего бы не росло. Микробы – санитары, быстро нас избавляют от останков погибших растений и животных. Гнилостные бактерии образуют в почве лучшее удобрение, благодаря которому растут растения. Мы выдвинули гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Доказали это с помощью опытов. Вот и подошли к концу наши опыты. Сделайте вывод какую роль играет почва в нашей жизни? Благодаря почве существует всё живое на Земле (есть растения, значит, есть насекомые и животные, есть насекомые, значит, есть птицы и рыбы, и земноводные, есть растения и животные, значит, жив человек). Разделимся на три группы (по рядам): 1 группа – потребители (вопрос – какое значение почва имеет для живых организмов. Образование почвы.), 2 группа – эксперты (вопрос – от чего разрушаются почвы), 3 группа – юные хранители природы (вопрос – что нужно делать для охраны почв). Общаются в группах и отвечают с помощью схем. Получается круговорот веществ. Вот почему учёный В. В.Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет. Почва образуется в природе очень медленно: за 250 – 300 лет – 1 см; за 5 – 6 тыс. лет – 20 см. Нельзя допускать разрушения, уничтожения почв. Отчего же разрушается почва? Почва нуждается в бережном отношении, так как она легко разрушается, смывается водой и сдувается ветром. Что же нужно делать для защиты почвы от разрушения? Правильно обрабатывая почву, высаживая лесозащитные полосы, засыпая промоины, проводя другие работы, человек может спасти почву, сохранить её плодородие. В охране почвы большую помощь можете оказать и вы. Её необходимо,
Конечно, сохранять.
Рыхлить, кормить системно,
Следить, не засорять. Культуры посевные
По графику менять.
И важно – удобрения
Ко сроку запасать. Тогда растения будут,
Цвести, расти, блистать,
И урожай хороший,
Удастся всем собирать. Закрепление материала. Учащиеся должны выписать те буквы пунктов, после которых написан правильный ответ. Тест: 1. Какая главная часть почвы? а) воздух
С) перегной
Я) глины 2. Что используют растения для питания? б) перегонной
Т) микробы
В) соли 3. Как называется наука, которая изучает живую природу? к) ботаника
О) биология
Е) зоология 4. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? и) песок
Й) перегной
Д) глина 5. К какой природе можно отнести почву? ж) к живой природе
Н) к неживой природе
С) неживая и живая в почве соединяются 6. Слой земли, на котором растут растения т) почва
З)песок
М) глина 7. Вещество, повышающее плодородие почвы ф) воздух
В) перегной
Щ) соли 8. Одна из составных частей почвы? х) камень
О) песок
П) гранит Вывод: Что такое почва? Какое слово у вас получилось? СВОЙСТВО